рейтинг блогов

Тема "Баргузин" поставлена на запасный путь?

топ 100 блогов periskop02.12.2017 Сегодня прошло сообщение на портале RG.RU (официозном) со ссылкой на анонимного "весьма информированного представителя ОПК России" о закрытии темы БЖРК:

[...] Разработка боевых железнодорожных комплексов (БЖРК) нового поколения прекращена. Тема закрыта, во всяком случае, на ближайшую перспективу. Об этом сообщил весьма информированный представитель оборонно-промышленного комплекса России. Еще год назад казалось, что скоро ракетные поезда под именем "Баргузин" начнут становиться в строй РВСН. Напомним хронологию начала и окончания службы отечественного БЖРК стратегического назначения "Молодец". Кстати, совершенно уникального. В США подобного комплекса создать не смогли, хотя попытались сделать это первыми еще в начале 1960-х годов.

Тема Баргузин поставлена на запасный путь?
фото Ксении Агеенко


Насчёт "США подобного комплекса создать не смогли" это они, конечно погорячились. Штаты в своё время сделали и прототип вагона, сильно похожего на коммерческий грузовой, и проработали общий концепт поезда. Вагон был попроще советского - поскольку рельсовая Америка на 98% дизельная, не надо было придумывать систему отвода контактной сети. Да и допустимые нагрузки на ось там повыше - что тоже облегчало задачу конструкторам. Сама тяжелая ракета "Миротворец" тоже была полегче - 88 т вместо советских 105 т. Американцы там упёрлись больше в организационные и управленческие головоломки - ж/д сеть там частная, очень сложное переплетение путей разных компаний, и даже если бы договорились с "большой пятёркой", то все равно аналогичный уровень скрытности курсирования ракетных поездов было бы обеспечить на порядок сложней, плюс отсутствие централизованного управления сетью и отработанных алгоритмов движения ВОСО, которые в совершенстве работали в СССР. В общем, эту идею забросили.

Что же касается нынешнего сообщения о закрытии темы БЖРК (официально не подтверждённого) - то я думаю, что на 99% это решение, если оно принято - результат выделения главных приоритетов в РВСН и ограниченности текущих денег. Пришлось что-то рэзать, и решили направить средства на полноценный ввод "Сармата" вместо постепенно вырабатывающих гарантийный ресурс "Воевод". Разработчикам же БЖРК дали возможность сделать прототип и испытать реальные нагрузки на новом типе вагона - т.е. по факту продвинули НИОКР по данному направлению. А теперь (возможно) поставили на запасный путь и оставили как потенциальное средство давления на "партнеров".

Про возможное нарушение положений СНВ-III - наверное, тоже значимый аргумент. Ибо вписать 50-тонную ракету в пусковой вагон можно практически неотличимо от обычного товарного вагона, а ракетный состав - сделать абсолютно похожим на обычный. Это ведь не 105 т и 8-осный тяжёлый монстр старого украинского ракетного поезда. И тогда пришлось бы что-то делать со ст. 10 договора, которая запрещает применять меры маскировки, затрудняющие контроль положений договора за пределами районов развёртывания.

Также думаю, что НИОКР по теме точно приостанавливаться не будут - ибо китайцы активно разрабатывают свой БЖРК, да и что будет дальше по части стратегических вооружений, никто не предскажет. Поэтому при необходимости этот козырь придётся доставать из рукава.

Окончание статьи с историей современного "Баргузина":

[...] Конечно, БЖРК было жалко - это действительно очень мощные и почти неуловимые для любого нашего противника ракетные комплексы стратегического назначения. Но сегодня очевидно, снятие их с вооружения было неизбежно даже и без обременительных условий СНВ-2. Ракеты, выпускавшиеся на Украине и обслуживающиеся украинскими специалистами, в нынешних реалиях нонсенс. Кстати, Киев запретил специалистам "Южмаша" сотрудничать с РВСН России по всем направлениям. И реинкарнация БЖРК была возможна только с ракетами отечественного производства.

В декабре 2011 года командующий РВСН Сергей Каракаев уже почти официально заявил о начале возрождения БЖРК.
А в апреле 2013 года замминистра обороны Юрий Борисов сказал, что Московский институт теплотехники приступает к опытно-конструкторским разработкам, железнодорожных ракетных комплексов нового поколения. В конце 2014 года командование РВСН еще раз, как сообщалось в СМИ, публично подтвердило, что БЖРК возродятся. Даже появилась информация о том, что в качестве их ракетного вооружения будут использоваться адаптированные баллистические ракеты комплекса "Ярс".

И, наконец, в конце прошлого года было объявлено о том, что прошли успешные бросковые испытания межконтинентальной баллистической ракеты для боевого железнодорожного ракетного комплекса. Пуск осуществлялся массогабаритной моделью ракеты "Ярс". Прессу тогда переполнили рассуждения о том, как будет выглядеть будущий российский БЖРК, которому дали имя "Баргузин".

Увы, в конце 2017 года выяснилось, что этот "Баргузин" уходит в долгий отстой на запасные пути, так и не став полноценным боевым железнодорожным комплексом. Хотя официально об этом пока не объявлено.

Технически создать российский БЖРК, полностью превосходящий тот, что был спроектирован в СССР, более чем реально. Скорее всего, дело в деньгах. Стратегических ракет для ответного удара у нас хватает. В ВМФ в строй вводятся подводные ракетоносцы нового поколения. РВСН ставит на вооружение "Ярсы". Для ВВС испытываются новые крылатые ракеты со стратегической дальностью полета. И затевать создание еще одной весьма дорогостоящей ракетно-ядерной системы в нынешних экономических условиях неразумно.

Опытно-конструкторские работы по "Баргузину" проведены. Эксперимент с бросковым пуском прошел успешно. Если срочно потребуется, наш ракетный поезд быстро станет на рельсы. А пока про него забудем.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Осталось только уголовное преследование братьев Навальных. В брежневские времена среди диссидентов был популярен анекдот о годах сталинских репрессий. На Колыму приходит этап, новичков заводят в барак, старожилы интересуются: — За что срок получил? — Ни за что…. — Не ври, — ...
Речь пойдет об опросах на различных Интернет-сайтах: выбери один из предложенных вариантов ответов на вопрос. Вопрос может быть о чем угодно, в том числе и, естественно, о том, кто выступил лучше на дебатах. Как должен знать любой, кто потратил хоть какое-то время на общение в Интернете, ...
Несмотря на мрачные прогнозы по американскому рынку акций - он продолжает свой рост далее. Я ожидал большое дно весной 2023 и ошибся лишь в глубине, последнее крупный разворот случился осенью 2022, весной 2023 было лишь промежуточное дно, после чего рост продолжается до сих пор. ...
Всё таки китайцы особенные люди. Великая нация, существующая уже тысячи лет в истории человечества и не перестающая это самое человечество удивлять с древнейших и до нынешних времен. Удивлять своими достижениями в области науки, культуры и государственного управления. Единственная ...
Достаточно часто бывает ситуация, когда нужно остановиться в центре Москвы. Со мной такое случилось после прилета из Тайланда ( путешествие по Таю ) пару лет назад. Ни в одной из известных мне гостиниц мест не было и я начал искать что-то близкое к Казанскому вокзалу в Москве.... Что ...