Театр времен Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2»
andreeva54 — 18.04.2010Ксения Ларина, журналист, Воскресенье, 18.04.2010 13:21
18.04.2010 | 13:21
Великий фильм о
великой войне был снят великим режиссером на великие деньги и с
участием великих актеров. Ирония в таком великом деле вполне
уместна, тем более автор этого произведения давно это жизненно
важное чувство для любого художника утратил. Сквозь дорогие
видеоткрытки, снятые великолепным оператором и в сопровождении
великолепной музыки, как улыбка чеширского кота проступало огромное
нечеловеческое эго Никиты Михалкова.
Уважая огромный труд огромного числа людей, среди которых большую
часть составляют профессионалы высочайшего класса, я вынуждена
признать: великий фильм оказался величайшим обманом в истории
отечественного кинематографа. В фильме много театра, в самом дурном
смысле этого слова. Это выражается в обилии примитивных
пропагандистских приемов, агитирующих то за родину, то за
православие, в намеренных агрессивных искажениях исторической
правды, в лишенных всякой логики вымученных сюжетных ходах, в
приблизительности отношений и характеров. Все это повлекло за собой
лобовую и грубую манеру актерской игры. Отсутствие внятной сюжетной
линии компенсируется яркими спецэффектами, невыносимым
натурализмом, граничащим со смакованием и общей эмоциональной
истеричностью. Эпизоды, мало чем связанные друг с другом, выплывают
ниоткуда и выходят в никуда. Ни один характер не развивается,
существуя лишь на уровне заявленной сцены – поэтому играть актерам
нечего, ни у одного персонажа нет ни судьбы, ни биографии. А значит
– каждый предоставлен сам себе и выдает на гора все, чему научился
за годы существования в профессии.
Когда артисты клянутся в любви к режиссеру – их можно понять.
Михалков не просто выбирает артиста на роль – он записывает его в
единомышленники, посвящает его в свое братство, окружая его
заботой, любовью, восхищением. При такой харизме заручиться
преданностью – плевое дело. Но если в фильме «12» артист Михалков
выбрал себе роль экранного лидера и на фоне беснующихся, нещадно
переигрывающих партнеров смотрелся эталоном психологизма и
единственным носителем художественной правды, то в «Утомленных
солнцем два» его Котов столь же схематичен и суетлив, как и прочие
персонажи из его окружения. Олег Меньшиков и Евгений Миронов –
пожалуй, единственные из михалковской труппы актеры, отказавшиеся
от навязанной режиссером манеры большого стиля и оставшиеся живыми
людьми. В фильме вообще мало живого, подлинного, несмотря на обилие
натуралистичных сцен смерти, насилия и жесткости. Нет настоящих
человеческих страданий – а есть порой искусная, а чаще грубая
имитация, балансирующая на грани дурновкусия. Совместные молитвы в
окопах, крещение Нади, принятое от безногого священника на рогатой
мине в открытом море, цыгане с гитарами, звонкой песней
выторговывающие у немцев свою лошадь, навязчиво интернациональный
состав кремлевских курсантов, бабочка, преследующая нквдэшника
Арсентьева, рояли в кустах, на которых то и дело бренчат герои,
описавшийся от страха пионервожатый, оголяющий свой зад немецкий
пилот – перечислять эти приемы можно бесконечно, недостатка в
метафорах нет, и каждая из них преподносится зрителю как
режиссерское откровение.
Но люди кино видели и до
Михалкова – поэтому они с легкостью узнают пригодившиеся автору
цитаты – из «Титаника», из « Рядового Райана», из «Проверок на
дорогах», из того же «Сибирского цирюльника». Мысли и смыслы,
которые закладывал Никита Сергеевич в свой шедевр, были в
достаточном количестве изложены им в предшествующих премьере
интервью. Ужас в том, что в перенесенные на кран мысли эти
превратились из масштабных и глубоких в короткие и примитивные. А
попытка вывести военную тему на иной космический (или религиозный)
уровень ограничилась буквальным ауканием божьими знаками из разных
углов экрана: то божественное свечение, то слепящий глаза крестик,
то горящая икона, то взорванный купол деревенской церкви.
Невозможен разговор о душе без участия человека – и об этом хорошо
знали учителя Никиты Михалкова: Достоевский и Толстой. Заменить
человека человеческим типом можно в газетном фельетоне или в
комиксе. Но комикс о великой войне - это уже
оксюморон.