Тайга слезам не верит


Андрей Архангельский о фильме Алексея Учителя "Край", который в этом году также будет представлять Россию на "Оскаре".
...На предварительном просмотре фильма вначале были проблемы со звуком, и шум паровозов то и дело заглушал разговоры персонажей. Поначалу я нервничал, что не расслышу чего-то важного, но потом освоился: и так все было понятно. Если в кадре появляется немец, а время послевоенное, то его вначале все будут ненавидеть, но потом пожалеют, и это будет символизировать гуманность народа. Если появляется актер Машков в роли героя, то он будет убеждать всех в том, что самый крутой, даже если для этого придется угробить несколько паровозов и сжечь поселок. Если актер Гармаш — значит, будет мораль про силовиков, что они тоже люди. Я даже начал мысленно готовиться к появлению в кадре актера Маковецкого в роли интеллигента или бывшего батюшки из ссыльных, но обошлось патриотическим минимумом.
...Eсли раньше образ русского человека апеллировал к культуре и интеллигентности, то теперь русское кино "продает" Америке именно того героя, который ей более всего близок: тип русского дикаря, в лучшем случае свободолюбивого животного. Наше кино словно бы устало бороться с обухом: "Да, мы дикари,— говорит оно.— Бойтесь нас. Мы победим и, может быть, даже съедим вас. Хороших выходных". И это, как говорится, на 20-м году свободы. Можно было бы сказать, что артхаус предлагает совершенно другой образ, но посмотрим правде в глаза: и "Овсянки", и "Волчок", и фильмы Звягинцева — это все тоже фильмы о дикарстве и о восхищении этой дикостью во всех его проявлениях. Современный кинообраз русского может быть как угодно душевен, трогателен и прочее, но он сегодня лишен даже претензий на интеллект. Это очень печально, но нельзя не заметить также и того, что все глубокие и сложные образы в кино сегодня разобраны Европой и Америкой, а нам если и остается какая лазейка, то только разрабатывать тему "От дикости к культуре путь неблизкий". Символическим образом торговля дикостью в кино соответствует современной экономической политике — торговле природными ресурсами, нефтью и газом, и единственный вопрос, который возникает в обоих случаях, "А что потом?".
Читать текст полностью...
|
</> |