Ташкент через 28 лет
cicerone2007 — 21.05.2023В Ташкенте я не была слишком долго. Когда к близким надо ехать на кладбище, твой дом полностью перестроен новыми хозяевами, а сад, с которым связаны лучшие воспоминания детства, юности и пятнадцати лет вполне взрослой жизни, погиб, посещение родины сулит не радость, а острую боль. Лет десять после отъезда из Ташкента он мне не снился — Бог миловал, а потом я как-то проснулась среди ночи и начала представлять улицы детства — до землетрясения 1966 года, и улицы, по которым ходила на работу или в гости. Я начала перебирать старые фотографии и вспоминать о дорогих людях на страницах живого журнала. А поехать всё не удавалось — то мешало затянувшееся оформление паспорта, то в день отлета меня уволили с работы. И как в песне про Бричмуллу, кишлак моего детства, я бродила по Риму, Венеции и множеству других итальянских городов, очаровывалась Лондоном, Эдинбургом и Кембриджем, вполне уютно чувствовала себя в Мадриде, Мюнхене, Нью-Йорке и Париже, сравнивала Амстердам и Брюгге… Список городов, которые полюбила, можно продолжать долго. Но последний год заставил ежедневно вспоминать о Ташкенте и думать о его новых жителях.
И вот наконец я в Ташкенте. Аэропорт на том же месте, по краям магистралей чинары и карагачи. Но почему мы остановились в этом переулке? Куда приехали? Это — наш двор?
Здесь был дом, где я провела свои первые годы? Такой маленький! Как же мы там все умещались: бабушка с дедушкой, мама с папой и я? Уже поспела вишня! Ой, а сколько орехов в этом году!
А розы как всегда хороши.
После первого шока началось знакомство с изменившимся городом. Первым делом мне показали Ташкент-сити с фонтанами, ресторанами и людьми, наслаждающимися вечерней прохладой. Атмосфера курортного города. Публика понравилась: гуляют большими семьями. Запланировано и не запланировано встречаются на аллеях с друзьями. Много женских компаний. Кстати, очень изменилась мода: если раньше женщины носили или традиционные платья, или одевались совершенно по-европейски, то сейчас преобладают вариации на восточные темы. Платья на кокетке со штанишками до щиколотки сменили однотонные или цветастые костюмы-пижамы из легких тканей. Ни разу мне не встретился звучный хана-атлас, в моде лишь вариации на его тему.
Центр города, где кипела жизнь и была масса народа, в дневное время стал пустынной парковой зоной.
Особенно это чувствуется около старых курантов.
Уже не подойдешь к «глобусу Узбекистана», который стоит на месте роддома, где я появилась на свет.
Но Анхор прекрасен.
С современной архитектурой всё сложно. Зато понимаешь насколько удачным был ансамбль центра города, сложившийся в 1970-е годы.
Дворец великого князя, во времена моего детства бывший Домом пионеров, в котором я занималась в кружке юного чтеца, в запустении.
А такой безлюдной площадь перед театром Навои я не видела никогда.
Удалось увидеть и горы, поднявшись на вершину на подъемнике.
Разумеется, главное в родном городе — люди. И хотя за несколько дней я встретилась далеко не со всеми, кого хотела бы увидеть, но теплая волна гостеприимства меня накрыла. Город вновь стал для меня живым и родным.