ТАНКОВЫЕ ШКОЛЫ. ПОЧЕМУ УКРАИНСКИЙ "ОПЛОТ" ЛУЧШЕ РОССИЙСКОГО Т-90
andrei_bt — 04.03.2018
о как...
кто все это пишет.
Так же произошло и с недавним его заявлением о том, что к концу года ВСУ получат 10 танков
"Оплот".
Практически сразу что называется косяком пошли заявления экспертов
разного уровня, что генерал, мягко говоря, ошибается. "На щит"
стали поднимать тайский контракт и все сопутствующие с ним
обстоятельства. Главный аргумент — производственный цикл
изготовления танка "Оплот" составляет "месяцев 17–19".
Но при этом упустили главный момент — "Оплотом" называется
модернизированная версия танка Т-84. А тот вариант, который
поставлялся в Таиланд, в действительности имеет обозначение
"Оплот-М". Как правильно отметили многие, именно этот танк, который
требует к тому же серьезного импортозамещения, может появиться на
вооружении ВСУ не ранее 2019 г.
А собственно "Оплот" (или правильнее основной боевой танк Т-84
—"объект 478ДУ9") уже принят на вооружение украинской армии
— в далеком феврале 2000 г. на основании постановления
Кабинета Министров №237-5 от 08.02.2000. Мало того, в 2001 г.
харьковчане произвели как раз 10 машин, которые после оплаты в
2005–2006 гг. были отправлены в 92-ю чугуевскую отдельную
механизированную бригаду. Правда, кроме пары парадов, в
учебно-боевой деятельности они не были задействованы.
И вот теперь танки модернизируют и снова ставят в строй. Какая
будет степень модернизации, пока неясно, скорее всего, как минимум
на уровне строевых Т-64БВ, то есть установка нового ДЗ "Нож",
радиоаппаратуры цифрового формата, приборов ночного видения,
тепловизоров и далее по списку.
Интересно, что с недавним принятием Россией на вооружение танка
Т-90 фактически своего апогея достигло противостояние двух танковых
школ. Дело в том, что после распада Советского Союза наши
харьковские инженеры пошли по пути постепенной модернизации (прежде
всего повышения подвижности, защищенности и огневой мощи) танка
Т-80УД (а Т-84 и "Оплот-Б" являются вершиной), а россияне
— Т-72БУ (его самый современный вариант имеет обозначение
Т-90А).
Конечно, такое развитие событий в какой-то мере было предопределено
географией производственных мощностей. В целом же оба танка имеют
общие как конструкторские, так и технологические корни, однако
серьезно отличаются прежде всего ходовой частью, что очень сильно
влияет на их боевую эффективность.
Вторым важным моментом является силовая установка. Так, на базовом
российском варианте Т-90, принятом на вооружение российской армии в
1992 г., стоит дизель В-92 мощностью 840 л. с., который, по сути,
является всего лишь модификацией дизеля В-2 харьковской разработки,
который в 1930-е годы устанавливался на знаменитых советских танках
Т-34 и отличается крайне низкой надежностью. Так, во время
испытаний в Индии в 1999 г. двигатели всех трех Т-90С не выдержали
тестирования по причине серьезного перегрева. А один из танковых
двигателей даже вышел из строя, не выдержав эксплуатации в условиях
высокой температуры и запыленности.
А вот на Т-84 стоит двухтактный дизель 6ТД-2 с горизонтальным
расположением цилиндров мощностью 1000 л. с. Естественно, что по
надежности, продуманности, мощности наш украинский танк намного
превосходит российского "собрата". Кстати, и такой небольшой нюанс
(который в бою может стоить жизни экипажу) — на "Оплоте"
имеется дополнительный энергоагрегат мощностью 10 кВт, который
обеспечивает работу всех его систем при заглушенном двигателе. На
Т-90 такого агрегата нет.
Вооружение как "Оплота", так и Т-90А стандартно для советских
образцов разработки 1960-х годов — гладкоствольная 125-мм
пушка (в нашем варианте КБА3, в российском — 2А46М-1(4), но
различий практически никаких, так что тут преимуществ ни одного, ни
у другого образца нет. В случае возможного противостояния основным
будет наличие в боезаряде тех или иных танковых боеприпасов. Тут
тоже наблюдается определенный паритет — как в Украине, так и в
России освоен выпуск тех же танковых управляемых снарядов (с нашем
случае это "Комбат", который ныне массово закупается для нужд
ВСУ).
И тут у нашего танка есть серьезное преимущество — он имеет
больший боекомплект: 28 снарядов против 22 у конкурента. Кроме
того, за счет тандемного досылания (снаряд–заряд) достигается
большая скорострельность за один цикл, что в бою критически важно.
Помимо этого, на "Оплоте" боекомплект частично вынесен из боевого
отделения, в то время как на Т-90А сохраняется "советская" система
размещения боекомплекта в боевом отделении, что значительно
понижает шансы выживания экипажа при поражении танка.
Как показали события в Сирии, большие проблемы у Т-90А и с
защищенностью. Мало того, что российский танк изготовлен из
броневых сталей средней твердости и имеет относительно невысокую
стойкость броневой основы башни (да и сама башня ввиду
конструктивных особенностей имеет большое количество ослабленных в
плане бронирования мест), так еще хромает динамическая защита из-за
установки такого "древнего" образца, как "Контакт-5". В то же время
на наш "Оплот" устанавливается самый современный комплекс "Нож",
который доказал свою эффективность в ходе многочисленных испытаний
обстрелом с применением всей номенклатуры танковых снарядов калибра
125 мм, а также современных 120-мм боеприпасов западного
производства. Не стоит сбрасывать со счетов и защиту от тандемных
кумулятивных средств, атакующих танк с бортов, а также силовые
экраны корпуса, которые проектировались с противотандемной
защитой.
По электронной начинке танков говорить сложно по целому ряду
причин. Так, на российских танках до 2014 г. устанавливались
тепловизионные прицелы совместного с Францией производства
— как сейчас, после введения "оружейного эмбарго", обстоят
дело с запчастями и новым производством, неизвестно. Впрочем, как и
неизвестен точный состав электроники, которая устанавливается на
наши "Оплоты".
При этом у обоих танков, как ни странно, еще есть задел для
модернизации. Так, например, в ХКБМ разработана система
автоматического управления трансмиссией, которая позволяет
осуществлять поворот танка при помощи штурвала вместо рычагов, что
существенно упрощает процесс управления машиной, повышает
маневренные качества и позволяет осуществить дублирование процесса
управления. Пока эти разработки не дошли до серийного образца,
однако уже их наличие при финансовой поддержке позволяет говорить о
довольно быстром внедрении нововведений в случае начала серийного
производства.
В целом же можно говорить, что по основным показателям "Оплот"
превосходит Т-90А, однако "россиянин" уже долгое время состоит на
вооружении — значит, есть подготовленные экипажи, тактические
наработки и решено большое количество "детских болезней"
производства. А как показывает практика, в танковом противостоянии
немаловажную роль играет обученность и мотивированность
экипажа.
Яркий пример — война на Донбассе, когда наши экипажи на устаревших
Т-64БВ весьма достойно противостояли российским Т-72 самых
современных модификаций. В истории войны было зафиксировано
несколько встречных танковых боев. Полной статистики у автора нет,
но в известных случаях победа была на стороне наших танкистов на
Т-64.
"Выросли" в ходе войны и настоящие танковые асы — тот же "Адам",
или наводчик-оператор сержант Леонид Суханский, на счету которого
пять уничтоженных танков Т-72 и Т-64, две РСЗО "Град" и четыре
орудия противника. Именно ему приписывается эпический расстрел из
танковой пушки на полном ходу позиции боевиков в Донецком аэропорту
осенью 2014 г. Этот фактически уникальный случай даже попал на
видео.
А пока ждем танковых соревнований Strong Europe Tank Challenge
2018, на которых команда Украины от 14-й бригады будет выступать
именно на Т-84У "Оплот", и надеемся, что танкисты в полной мере
используют очень богатый потенциал танка.
источник http://www.dsnews.ua/politics/tankovye-shkoly-pochemu-ukrainskiy-oplot-luchshe-rossiyskogo-26022018080000
По теме:
Видео: БМ "Оплот" испытания в Пакистане,
2015 г.
Тандемная динамическая защита
«Дуплет»
Отчет об участии Т-80У в тендере
на поставку основного танка для вооруженных сил Греции
Ходовая часть танка Т-64 и Т-72
Размышления на тему «Оплот» и
Т-90