"Танки Дубровского".

топ 100 блогов goromed25.12.2023


Танки Дубровского.
Танки Дубровского.
Танки Дубровского.
Танки Дубровского.

Одна из положительных сторон масштабного моделизма – возможность исторической реконструкции, важное составляющее которой фотографии или кадры хроники. «Танки Дубровского» (так называемая группа бронетехники из БА-10 и Т-38, подбитых у Белого дворца) видна на шести фото, позволяющих разглядеть более 2/3 изучаемых объектов и пространства вокруг них.

Изначально в качестве иллюстраций была собрана пара моделей БА-10 и Т-38 в «парадном» виде. Однако в книгу эти фото не были включены. После решения о создании диорамы эти модели были переделаны в сгоревшую технику.

Чтобы не утомлять людей далёких от тонкостей моделизма описанием работы, кратко перечислю основные моменты создания диорамы.

Масштаб – 1:35. Основание оптимальной круглой формы (стопка из 4-х пробковых подставок под горячее, диаметр 24 см) – не отвлекает от восприятия содержания. Длина сборных пластиковых моделей: БА-10 «Звезда» (Россия) и Т-38 «HobbyBoss» (Китай) – 12,7 см и 10,8 см.

Модели техники значительно доработаны и «разбиты» в соответствии с фото-оригиналам. У Т-38, добавил фары (Elf) со стеклом; «сгорели» левая надгусеничная полка из дерева и резиновые бандажи опорных катков (обкусал кусачками). Поддерживающие катки – оба сорваны.

У БА-10 «сгорели» все покрышки. Корд – колечки из тонкой проволоки 0,5 мм. Добавил десятки заклёпок, поручни из канцелярской скрепки, металлический ствол 45-мм пушки обр. 1938 г. и новые смоляные пулемёты. Новые фары с защитными колпаками из бумаги и проволочной проводкой. Металлический звуковой сигнал. Смоляной домкрат, буксирные крюки из проволоки. Съёмные гусеницы «Оверолл» (очень трудоёмкие, поэтому оставил с видимой на фото стороне) и крепления для них. Открыл левую дверь (пришлось доработать её внутреннюю сторону) и смотровой лючок водителя. Высверлил входное (на корме) и выходное (верх двери) отверстия от снаряда StuG III, пробившего, по всей видимости, и топливные баки (2 шт. по 42 литра (!) в отделении управления). Добавил ряд деталей из фольги и пластика (лючок и полки на корме). Выгнул пассатижами задний подкрылок. Башенные люки на фото техники из крепости – то открыты, то закрыты (осматривал противник), в виду того, что из интерьера только руль и остатки кресла у БА, сделал их закрытыми.

Техника выгорела почти полностью (с учётом полной заправки – около 204 литра бензина на двоих)! Вокруг осталась голая почва и камни (сделал из порошка застывшей затирки для кафеля Atlas, рассыпанной на ПВА) и остатки обугленного (чёрная канцелярская тушь) дерева и кустарника – веточки липы, (собранные на термо-пистолете, обклеенные салфеткой для имитации фактуры коры) и прутики… от домашнего веника! Трава из сантехнической пакли (лён), молотой в кофемолке, осталась только в самом «неизвестном по фото» месте композиции – за правым бортом Т-38. Пепел – тёртый мел. Угли – порошок из таблеток активированного угля.

Конечно, расставить каждый камень и ветку в соответствии с фото не возможно, однако авторы старались учесть общее расположение объектов диорамы, максимально приблизив их к оригиналу.

Оцветнение чёрно-белых фото компьютерным образом с большой долей вероятности подтверждает факт выгорания бронетехники.

Модели сгоревшей техники окрашены по методике, разработанной Краснюком И.И., именуемой «РУССКАЯ БРОНЕТУШЬ» (кому интересно ссылка: https://zeughaus.ru/russians-bronetush/ или журнал «М-Хобби» 6 (168) 2015). Использовал аэрограф, кисти, акриловые краски «Звезды» и пигменты «A-model» (Россия).


Историческая справка.

(схемы из книги «Танки в обороне Брестской крепости»)

К началу войны на территории крепости дислоцировались две части Красной Армии, имевшие на вооружении бронетехнику – 75 орб и 98 одпто. В автобронепарке 75 орб (6 сд) насчитывалось: автобронерота – 8 бронеавтомобилей (Д-12 – 1 ед.; БА-10М – 2; БА-10 – 2; БА-3 – 2; один БА точно установить невозможно – или БА-3, или БА-6) и танковая рота – 16 лёгких, плавающих танков. Основное вооружение 98 одпто: тягач Т-20«Комсомолец» – 21 ед. (по 7 в каждой батарее – 6 для орудий и 1 командирский). 45 мм. орудие – 18 ед. (3 батареи по 2 взвода каждая, 3 пушки в каждом взводе).

При описании событий каждый бронеобъект (танки, БА, тягачи) обозначен порядковым номером с указанием типа техники. Описываемые в работе «танки Дубровского» – БА-10 и Т-38 обозначены №2 и №3, соответственно.

Окраска обычная, без камуфляжных пятен – скорее всего, защитным зеленым 4БО (возможны различные оттенки). Клёпанные корпуса и башни танков позволяют предположить, что машины изготовлены на Подольском заводе им. Орджоникидзе. Техника находилась на летней площадке, в условиях летнего хранения (бронеавтомобили укрыты брезентом, танки – под летним навесом). Расположение техники прикрывал маскировочный забор. Техника была заправлена горючим, но боеприпасов не имела. По предвоенным нормативам часть должна быть готовой к бою не более чем за 2 часа (летом).

Хронология боя 22 июня 1941 года.

В 3:15 (см. схему 1) по расположению батальона (и всей территории Брестской крепости) был нанесен артиллерийский удар. Однако большая часть техники (включая «машины Дубровского») осталась неповрежденной и активно участвовала в бою.

Примерно в 3:50, зона артобстрела была вынесена восточнее Цитадели (где вскоре должны были идти передовые группы IR 135).

В 4:10 (см. схему 3) комсостав 75 орб пытается прибыть в расположение части. Сразу после окончания артогня бойцы танк. роты 75 орб делают попытку выдвижения в район, обусловленный планом действия по боевой тревоге. Напротив Белого дворца в реку съехали 3 Т-38 (№9, №10, №12) 75 орб На Северном острове Т-38 №12 (танк Долженко) был подбит и упал в воронку у Трёхарочного моста, а второй Т-38 №9 позже отмечен брошенным у Восточных ворот. Третий Т-38 №10 (танк Козлова) смог вернуться в Цитадель, но оценив ситуацию, попытался второй раз прорваться на Северный остров, где был подбит (снарядом в башню), и потеряв гусеницу, застрял в кювете на развилке дороги Север-Юг у Восточного форта.

К 5:30 ситуация в зоне боя за Брестскую крепость изменилась: ударные группы IR135 на Цитадели и восточной части Северного острова были либо разгромлены, либо отошли на те позиции, что можно было удерживать не опасаясь советских контратак. При этом в «серой зоне», надежного контроля над которой не имела ни одна из сторон, оказались дома начсостава (ДНС) Северного острова (стоящие вдоль дороги «Запад-Восток»). Ведущая к ним из Цитадели дорога («Север-Юг») стала своеобразной «нейтральной зоной»: находясь в зоне действенного огня обоих сторон, она все же давала возможность передвижения по ней. Правда, для этого нужно было соблюсти два условия: достаточно мощную огневую поддержку и прикрытие броней. Нашлись те, кто решился пойти на этот шаг….

Алексей Шугуров и личный состав 75 орб к тому времени понемногу пришли в себя: «Мы думали, что нам делать. Почему командиры нашего батальона не вернулись в подразделение? Эти рассуждения были не долгими. Я дал указания водителям бронемашин и танков вывести машины из-под обстрела. Зав. складом оружия и боеприпасов дал указания открыть склад и выдать оружие всем. Бронетехника стала выходить из парка».

«Мое распоряжение было выполнено – вспоминал Шугуров – Это несколько окрылило меня, я стал более решительней действовать».

Алексей Шугуров находился у штаба 75 орб (здание инженерного управления). Сюда и начала подходить бронетехника. Предположительно, вывод техники со стоянки у белого дворца организовали (и лично участвовали) водители Владимир Дубровский и Иван Титов. Очевидно в это время на площадку у здания Инженерного управления были передислоцированы и «танки Дубровского» – БА-10 №2 и Т-38 №3.

В 5:30 (см. схему 2) был совершён рейд двух бронеавтомобилей. Один из которых – БА-3№5 был подбит у Восточного форта. Второй БА-10А №2 Дубровсекого» смог вернуться в Цитадель: «Другая бронемашина возвратилась в цитадель – вспоминает Владимир Доценко – Водитель поставил ее так, что удобно было вести огонь не только по врагу, засевшему в столовой комсостава, но и контролировать мост через р. Мухавец»

БА-10А №2 был задействован в важнейшей на тот момент операции по захвату столовой 33 оип: находясь у круглого туалета, он мог вести огонь по откосам оконных проемов столовой. Попадая в откос, осколки и снаряда, и кирпича залетая в помещение, могли наносить врагу существенный урон (на фотоснимках столовой 75 орб видны следы таких попаданий). Однако подробности операции остаются неизвестными.

В 8:45 (см. схему 3) БА-10 №2 возможно принял участие в эпизоде, который напротив, вошел в каноническую версию Обороны Крепости (собственно говоря, долгие годы он оставался, пожалуй, единственным, рассказывающим о действиях советской бронетехники при Обороне). История о том, как переодетый в гимнастерку полкового комиссара (заместителя командира 84 сп по политчасти) комсорг 84 сп Самвел Матевосян, пытается прорваться на бронеавтомобилях в Брест до сих пор остается одним из основных элементов «брестской легенды». В рейде участвовали и потеряв убитым башенного стрелка Гргорьева, вернулись в Цитадель все три машины: БА-10А№7, БА-3№6 и БА-10 №2 «Дубровского» (или БА-10М№1).

Возращение бронеотряда не осталось незамеченными бойцами 84 сп: «Вдруг на площадку садика выскочил бронеавтомобиль, и, развернувшись, остановился у линии обороны, занятой нами. Из машины, шатаясь, спустился раненый водитель, а за ним показался Матевосян в гимнастерке со знаками различия полкового комиссара».

Попытка прорыва бронеавтомобилей отмечена в донесении саперного батальона 45ID (группы саперов находились в составе ударных групп IR135, занимавших к этому времени позиции в западной части Северного острова): «8:40. Командир Pi.81 сообщает, что на Центральном острове русские разведывательные бронеавтомобили, часть из которых предприняла попытку прорваться». Атака бронеавтомобилей произвела впечатление на штурмующих: «над внутренним двором огромной крепости грохотали русские бронемашины, ведя безумную стрельбу по всем направлениям» – описывает доктор Шредер рассказы очевидцев (очевидно поступавших в госпиталь раненных солдат) [«Дневник доктора Шредера» из коллекции Ильи Рыжова].

Скорее всего, один из бронеавтомобилей БА-10М №1, усилил оборону Трехарочного моста (к этому времени мост прикрывался БА-10 №2). Возможно, БА-10М №1 также принял участие в обстреле одной из точек, где оборонялись остатки разбитых штурмовых групп III/IR135: «А люди уже по-настоящему стали воевать. Увидели, что наши машины обстреливают цель, пленные появились немецкие… Одного немца я из уборной вытащил, привел …».

Третий, вернувшийся из «рейда Матевосяна» БА-3№6, занял позицию рядом с БА-10А№7 за белой оградой Инженерного управления, где и погиб в дальнейшем.

В течении нескольких часов эти бронеавтомобили (из-за наличия 45-мм пушки) были, пожалуй, наиболее мощным средством для защитников Цитадели.

Первоначально (в течении нескольких часов) бронеавтомобили прикрывали действия советских бойцов, запасавшихся боеприпасами: «Вдоль дороги, ведущей к 84 полку (проезд вдоль ограды Инженерного управления: бронеавтомобили прикрывали участок от огня из церкви и столовой начсостава.) ходили три броневика… Следуя один за другим, они двигались то вперед, то задним ходом…» – вспоминает отправившиеся за боеприпасами Иван Долотов. Владимир Доценко утверждает, что бронеавтомобиль использовался и для перевозки боеприпасов: «К обнаруженному оружейному складу отправилась бронемашина. На ней были привезены все боеприпасы. Пришлось делать несколько рейсов, которые проходили под ураганным огнем гитлеровцев, засевших на Центральном острове».

Их активно использовали для выбивания засевших в Цитадели остатков штурмовых групп врага. Среди них были и два экипажа затонувших в Мухавце штурмовых лодок. В экипажи входили солдаты IR130: оказавшись на суше эти несколько солдат, присоединились в районе Северного моста к подразделениям IR135, оборонявшимися у Трехарочного моста, на Цитадели. Согласно донесению командира IR30 две оборонительных позиции смогли продержаться вплоть до деблокады (24 июня), отбить все атаки и даже уничтожить «два русских разведывательных бронеавтомобиля».

Однако неясно как, когда и кто смог «уничтожить» два бронеавтомобиля – ни один из известных нам (по фотоснимкам) советских бронеавтомобилей не находится в полосе огня (достаточно эффективного огня!) для потенциально имевшегося на руках стрелкового оружия, включая противотанковые ружья (или расстоянии броска гранаты) какой-либо из известных нам оборонительных позиций на Цитадели (прежде всего это столовая начсостава и Церковь Св. Николая). Нет, бронеавтомобили (и не только) на Цитадели были уничтожены куда более грозным оружием, чем PzB39.

В 14:00 (см. схему 4) к штурму крепости была привлечена 3/StgAbt201 (3 батарея 201 дивизиона штурмовых орудий (Stug III). Одно из ее орудий «в течении короткого времени» находилось на Цитадели: здесь то оно и расправилось с бронеавтомобилями, в том числе и с «танками Дубровского»: БА-10 №2 и Т-38 №3.

Об их уничтожении вспоминает Иван Долотов: «Броневики уже покосились, два из них горели. У Трехарочных ворот стоял немецкий танк с крестом, башня его вращалась вместе с орудием. Очевидно, это он подбил броневики»

«Противник с прямого артиллерийского удара поджег мою бронемашину на стоянке» – вспоминает Иван Снаднов.

Сохранилось свидетельство и о второй машине из «группы Дубровского» Т-38 №3 (сгоревшего возле круглого туалета). Единственный, кто упоминает о нем – это Алексей Шугуров. По словам комсорга 75 орб, танк Т-38 №3 – один из тех, которые «вышли из-под обстрела» (то есть покинули автобронепарк). Шугуров упоминает, что танк был подбит «не дойдя до штаба» и «и водители не успели выскочить, сгорели в нем (один из них Дубровский)». Сразу же обращает на себя внимание и место гибели танка – Т-38 №3 стоит, развернутый в сторону Трехарочных ворот: хотя пулемета в нем нет, но вполне возможно он был снят позднее (защитниками крепости). Танк стоит рядом с БА-10 №2. Вероятно, две единицы бронетехники имели общую задачу и входили в единый бронеотряд (названный позднее «танками Дубровского»). Использование бронетехники в качестве основы прикрытия ключевых направлений подтверждает и Михаил Златогоров: «Возле главных ворот стали танки».

Авторы выражают благодарность магазину Armor35.ru, издательствам «Цейхгауз», «Яуза-Пресс», редакции журнала «М-Хобби», администрации сайтов: karopka.ru и diorama.ru.

Военно-историческое расследование боёв за Брестскую крепость с использованием её защитниками советской бронетехники, подробно описано в книге «Танки в обороне Брестской крепости», Алиев Р.В., Краснюк И.И. Издательство Яуза-Пресс, Москва, 2022 год, 128 страниц. ISBN: 978-5-9955-1056-7.


Краснюк И.И. (Россия, Москва) 


Об авторе:  

Иван Крснюк — моделист со стажем:

https://vk.com/albums33145760

Автор пособия для моделистов:

https://zeughaus.ru/russians-bronetush/

С 2013 года имеет ряд публикаций в российском журнале «М-Хобби»:

https://zeughaus.ru/

и на ряде специализированных сайтов:

https://karopka.ru/community/user/23610/

https://diorama.ru/authors/ikrasnyuk/

Танки Дубровского.
Танки Дубровского.
Танки Дубровского.
Танки Дубровского.
Танки Дубровского.
Танки Дубровского.
Танки Дубровского.
Танки Дубровского.
Танки Дубровского.
Танки Дубровского.
Танки Дубровского.
Танки Дубровского.
Танки Дубровского.
Танки Дубровского.
Танки Дубровского.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Те, кто был студентом 15 и более лет назад, знает, что экзамены – неотъемлемая часть высшего образования. В последние годы все изменилось: сейчас преподаватели переходят на рейтинговую систему (за нее в некоторых вузах даже доплачивают), суть которой в том, чтобы оценки, полученные в ...
Приезжаю в Петербург, где пересаживаюсь на дргую лошадь девятку. Простояла ...
"...Осень - пора листопада, симфония музыки рыжей..." и редкого солнца и частых дождей и ветра и холода и...Теплого душистого чая, кофе, глинтвейна, мягкого пледа, камина и уютного кресла...Толстого свитера, шарфа и... нежных объятий одежды в технике "фелтинг"-больше известной ...
Гойлеги, а у меня одного подозрения, что братская гоймунка вступает на скользкий путь, на котором ебанулась НИИшечка? http://potsreotizm.livejournal.com/7243284.html ...
МИД РФ уполномочен заявить: Возмущены отказом польских властей на наше обращение об оказании содействия в получении необходимых разрешений в связи с запланированными на 27-29 апреля с.г. на территории Польши мероприятиями в рамках проводимого группой «Российские мотоциклисты» мотопробе ...