Лебединая песнь "Старлайнера"
fonzeppelin — 26.10.2024Компания «Boeing» изучает возможность продажи своего космического сегмента, включая программу пилотируемого корабля «Старлайнер» и осуществляемые при участии «Боинг» операции на МКС.
Этот радикальный шаг компании стал результатом серии громких неудач ее космического направления деятельности за последнее время. Нештатная ситуация с пробным полетом пилотируемого корабля «Старлайнер», вынудившая НАСА принять решение о возврате его экипажа проверенным кораблем «Дрэгон» от SpaceX (что окончательно похоронило всякие шансы на коммерческое использование «Старлайнера» и поставило под вопрос возможность корабля выполнить законтрактованные НАСА полеты) оказалась не единственной.
Девятнадцатого октября 2024 года на геостационарной орбите взорвался спутник «Intelsat 33e», производителем которого был — как, думаю, все уже догадались — «Боинг». Шеститонный спутник связи был запущен по заказу коммуникационной компании «Intelsat» в 2017 году, и планировалось, что он прослужит не менее пятнадцати лет. Реально же спутник (проблемный с самого запуска) прослужил чуть больше восьми лет, и вот на днях благополучно взорвался, развалившись на два десятка обломков. И судя по тому, что ранее в 2019 году аналогичным образом фрагментировался сходный по конструкции «Intelsat 29e», речь идет не о форс-мажоре — вроде столкновения с метеороидом — а о конструктивном дефекте спутника.
Сама по себе потеря спутника была бы просто досадной, но то, что он взорвался на геостационарной орбите делает ситуацию куда более неприятной. Геостационарная орбита — т.е. та, на которой спутник вращается с той же скоростью и в том же направлении что и Земля под ним, все время тем самым оставаясь над одной и той же точкой планеты — является достаточно «тесной». На этой орбите (очень выгодной для спутников связи и метеорологических спутников) находится сейчас несколько сотен спутников, и все в довольно узком «локусе» траекторий. Разбросанные взрывом обломки «Intelsat 33e», продолжающие движение по геостационарной орбите, представляют вполне реальный риск для других сателлитов. Которым придется тратить топливо на уклонение от образовавшегося космического мусора.
Проблемы в космической отрасли дополняют тот практически идеальный шторм, в котором очутилась громадная мегакорпорация. Ее гражданский сегмент, и так претерпевающий значительные проблемы из-за проблем авиалайнеров Boeing 737 MAX, теперь еще и парализован масштабной забастовкой на основных заводах в США. Ее оборонный сегмент приносит компании значительные убытки из-за срыва поставок самолетов-заправщиков KC-46 «Пегас» (также страдающих от дефектов и недоработок) и незапланированного удорожания учебных самолетов T-7 «Red Hawk», поставляемых USAF по фиксированной цене. Которую военные «почему-то» категорически отказываются теперь пересматривать, требуя от корпорации громадных неустоек.
Все это (и многое другое) в комбинации привели к тому, что в третьем квартале 2024 года компания «Боинг» отчиталась перед инвесторами об убытках, превышающих шесть миллиардов долларов.
Сложившаяся обстановка привела «Боинг» к смене исполнительного директора. Новый CEO и президент компании Келли Ортберг, назначенный в августе 2024 года, с ходу взял ситуацию в оборот. Помимо намерения оздоровить атмосферу принятия решений в компании (для чего он перенес штаб-квартиру обратно в Сиэтл, где находятся ее основные мощности — ближе к реальному производству), он также, судя по всему, хочет сократить размах ее деятельности. Отказавшись от периферийных сегментов, Ортберг хочет сосредоточить внимание и ресурсы на ключевых для компании направлениях; гражданской авиации и военной технике.
Выход «Боинга» из космической отрасли, впрочем, создает значительную головную боль как для НАСА, так и для Пентагона. Хотя «Боинг» не так плотно «завязан» с космонавтикой как «SpaceX» или «Lockheed Martin», компания осуществляла ряд важных программ; участвовала в оперировании Международной Космической Станции, производстве сверхтяжелой ракеты-носителя SLS и производстве и эксплуатации военных космопланов X-37. В случае продажи «Боинг» своего космического сегмента, поддержание этих программ станет обязанностью покупателей.
P.S. Я бы предположил, что работы по SLS и МКС возьмет на себя «Локхид» — партнер «Боинга» по пусковому консорциуму ULA — а вот «SpaceX» вполне может заинтересоваться программой Х-37. Тем более что «SpaceX» и так уже предоставляет для нее пусковые услуги.