Таланты на Руси

1851 г. крепостной мальчик открыл фабрику. Что он сделал со
своими бывшими товарищами: урок всем современным
предпринимателям
В 1830 году в имении светлейшего князя Волконского родился
мальчик, сын крепостного крестьянина. Пацан сызмальства любил
рисовать. И князь заметил тягу ребёнка к искусству. В 12 лет его
отправили в Москву учиться ювелирному делу. В 17 лет он вернулся и
сразу же начал работать.
За три… ТРИ ГОДА!!! он смог заработать столько, что князь дал ему
вольную грамоту и юноша в 20 лет получил свободу. Шёл 1850 год и
до отмены крепостного права оставалось 11 лет.
А теперь считайте:
в 1850-м он становится
свободным
в 1851-м открывает мастерскую
в 1854-м мастерская становится фабрикой
в 1857-м оборот фабрики 2 миллиона рублей
в 1865-м он становится
официальным поставщиком драгоценностей и сервизов для
Императорского дворца.
В 35 лет молодой человек владел состоянием в 3,5 миллиона рублей
(1 рубль тогда это как 1513 рублей 75 копеек сейчас). То есть
сейчас молодой «мажор» владел бы состоянием в 5,2 миллиарда
рублей.
До конца своей жизни он одевался строго, можно даже сказать бедно.
Не тратил деньги на роскошь и праздную жизнь. Зато бывший
крепостной понял одну простую вещь: настоящий капитал любого
предприятия — это люди. Создай условия для труда и полноценной
жизни и порвут для тебя любого конкурента.
Так и произошло!
Все работники фабрики получали зарплату в 3-5 раз выше, чем у
конкурентов. Лучшие же мастера имели оклад в 500-700 рублей в
месяц (офицер царской армии получал в месяц около 80 рублей, а
простой рабочий на заводе — 25 рублей).
Но не зарплата была главным козырем:
-при фабрике работало общежитие для одарённых детей, которые
учились 5-6 лет на полном пансионе, их родителям выплачивалась
помощь;
-детей учили рисованию, живописи, лепке, керамике, скульптуре,
каллиграфии, чтению чертежей, общеобразовательным наукам и даже…
экономике;
-к полноценному труду допускали учеников только после достижения
18-ти лет (детский труд не существовал);
-каждый работник проходил несколько раз в год курсы повышения
квалификации;
-с мастерами тесно работали приглашённые скульпторы, художники,
академики и даже итальянские дизайнеры: Жуковский, Монигетти, Даль,
Чичагин и т.д.;
к-аждый работник мог взять оплачиваемый месячный отпуск для
восстановления творческих сил и съездить за счёт предприятия на
воды;
вместо традиционных подвалов производство размещалось в просторных
залах с большим количеством окон, форточек и вентиляцией;
-были перерывы и бесплатные горячие обеды;
бесплатное медицинское обслуживание;
-лучших мастеров отправляли в Италию и Германию на стажировки.
Всё это привело к тому, уже через 5 лет фабрика стала крупнейшим
производителем ювелирки в России. Она "порвала" все международные
выставки и ярмарки, об изделиях фабрики писали как о
"невозможных".
Даже Карл Фаберже почувствовал конкуренцию и падение спроса на свои
украшения, после чего "родил" всем известные яйца. Никто из
зарубежных гостей даже подумать не мог, что шедевры создаются
руками бывших крепостных, которых было всего лишь 300: 170 мастеров
и 130 учеников.
Звали этого юношу Павел Акимович Овчинников. Он умер в 1888 году,
на его похороны собрались все работники фабрики до единого, даже
пенсионеры.

|
</> |