
Заоблачный муравейник


«Вертикальный город», спроектированный Фришмэном: 850 этажей, высота 3540 метров, 500 тысяч жителей. «Социальные последствия такого рода сооружений, замечает журнал «Темпо», не поддаются предвидению
Грустное и смешное - рядом

Что я должна ответить на вопрос кредиторов, где вы? «Сатердей ивнинг пост»
Строить вверх! — этому девизу вот уже несколько десятилетий подчинена мысль ведущих западных архитекторов, вынужденных сообразовывать свои творческие замыслы не столько с реальными потребностями человека, сколько с основным фактором капиталистического градостроительства - ценой на землю. Вот какое решение проблемы «города будущего» предлагает один из видных английских строителей.
Американец Луис Салливен, которого принято считать родоначальником современной архитектуры, писал в 1896 году: «Для ведения дел необходимы офисы: изобретение и усовершенствование быстрых подъемников сделало абсолютно надежным некогда неудобные вертикальные перемещения в жестких, экономичных зданиях, поднимающихся на большую высоту. Рост населения больших городов и связанная с этим скученность, а также повышение цен на землю стимулируют увеличение числа этажей; увеличение числа этажей, в свою очередь, влияет на дороговизну земельных участков». Сегодня эти слова, как никогда, справедливы: никогда прежде не ощущалась так остро необходимость строить не столько вширь, сколько вверх.
Целый комплекс условий породил необходимость (и одновременно дал возможность) быстрого роста высоты зданий на острове Манхэттен, в Нью-Йорке. С одной стороны, цены на землю и спрос на помещения для кон-тор были здесь чрезвычайно высоки, а с другой - основание острова составляли скалистые породы. Нынешний профиль Манхэттена начал вырисовываться в 1908 году с постройкой 20-этажного «Бэтери плэйс билдинг» и 38-этажного «Метрополитен лайф билдинг». В 1913 году 60-этажный «Вулворт билдинг» одним прыжком поднял «потолок» до 240 метров.
После первой мировой войны в Соединенных Штатах началась своего рода гонка: каждое новое здание стремится перерасти предыдущее, высота становится символом богатства в глазах американцев. Наряду с Нью-Йорком в это соревнование включаются Чикаго и Филадельфия. Самым крупным монументом этой эпохи небоскребов, выраставших, как грибы, является нью-йоркский «Эмпайр стейт билдинг», законченный в 1932 году: 102 этажа, 381 метр. После второй мировой войны в строительстве небоскребов (например, 30-этажного здания Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке) по-прежнему использовался принцип стальной конструкции в качестве костяка, но в области облицовочных материалов появилось немало нового: нержавеющая сталь, бронза, медь, стекло, пластик, керамика, тонкие облицовочные панели из бетона.
В Европе, особенно в Англии (а несколько позже и в Соединенных Штатах), стало быстро развиваться производство цемента и технология изготовления бетона. Параллельно этому совершенствовались методы строительства строительная техника: на смену крану, например, пришли подъемники и насосы. В результате начали проектировать и строить очень высокие здания уже не на основе стального каркаса, а из железобетонных конструкций. Вот несколько примеров такого типа зданий: небоскреб «Пирелли» в Милане, лондонские «Мидлбэнк тауэр» и «Сент пойнт» все высотою в 120 метров; «Марина-сити» в Чикаго - 180 метров; башня на Викториа плейс в Монреале - 192 метра.



"Иллинойс" — небоскрёб в одну милю высотой, который Фрэнк Ллойд Райт планировал возвести в Чикаго. Проект был представлен 16.10.1956

Проект четырёхкилометровой башни Никитина-Травуша в Токио 1966—69
Фрэнк Натен. «Темпо», Милан. "За рубежом", 1966
|
</> |