«Такбир» — это о Боге, а не о революции
novayagazeta — 27.07.2023 «Несанкционированные» массовые протесты мусульман в Москве: кто и что за ними стоит.Митинг мусульман у Московской исторической мечети на улице Большая Татарская, из-за рейда московских полицейских в молельный дом в Котельниках. Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ
Уличный протест мусульман Москвы 21 июля стал для властей полной неожиданностью. Ничего подобного после жестко подавленных в феврале прошлого года антивоенных выступлений российская столица не видела. Несколько сотен мусульман неорганизованными группами двигались после пятничной молитвы в районе Исторической мечети (около станций метро «Третьяковская» и «Новокузнецкая») и скандировали «Такбир — Аллаху Акбар!». ОМОНа либо Росгвардии рядом замечено не было, разгонов и задержаний не производилось. А между прочим, протестующие проходили мимо значимого для РПЦ собора св. Климента…
Провластные блогеры и СМИ поспешили назвать случившееся «подрывной акцией украинского ЦИПСО», инструментом которого был назначен телеграм-канал «Утро Дагестана». На украинские спецслужбы теперь принято списывать массу внутренних российских проблем. Но каковы объективные причины акции и потенциал развития этой формы протеста?
«Украинский след» мусульманского протеста
Прежде чем написать пару слов о феномене телеграм-канала «Утро
Дагестана», стоит отметить, что эффективность его работы
обусловлена… реакцией на канал российских пропагандистов и
силовиков. Именно они наделяют особой медийностью и политическим
измерением абсолютно традиционное для мусульман явление, когда,
возвращаясь с пятничной молитвы, они откликаются на призыв
«Такбир!» («Возвеличим!») словами «Аллаху Акбар!».
Это подобно тому, как в толпе православных, вышедших из
храма, кто-то воскликнул бы: «Христос воскресе!», а ему ответили:
«Воистину воскресе!» Невинное проявление православной
религиозности? Но в случае с мусульманами такое воспринимается чуть
ли не как призыв провозгласить Халифат.
Почему эту акцию не удастся подтянуть под ЦИПСО? Как резонно отметил администратор телеграм-канала «Утро Дагестана», если бы эту акцию организовали украинские спецслужбы, то в их интересах было бы придать ей насильственный характер, не считаясь с последствиями для участников. Но у организовавших ее мусульман были иные приоритеты — они заботились о безопасности участников акции, потому выбрали максимально безопасный формат ее проведения. Поскольку любое несанкционированное сверху общественное шевеление в современной России воспринимается как угроза, а исходящая от мусульман — вдвойне, акции 21 июля придали почти «вселенское» значение.
Но может ли телеграм-канал «Утро Дагестана» администрироваться с территории Украины и при этом не быть связанным со спецслужбами? Вполне. На территории Украины находятся не только сотрудники украинских спецслужб, но и представители многочисленных политических и национально-конфессиональных сообществ, в том числе перебравшиеся из России. Например, Али Чаринский и Гасан Гаджиев, ведущие популярных телеграм-каналов «ДОУ» и «Свободный Кавказ», молодые дагестанцы, которые много лет вели открытую исламскую общественно-политическую деятельность на территории России, перебрались в Украину после ареста и убийств за эту деятельность ряда их товарищей.
В отличие от администратора «Утра Дагестана», предпочитающего пока
не деанонимизироваться, Чаринский и Гаджиев не скрывают ни своих
лиц, ни своих целей. Их, кстати, ошибочно продолжают связывать с
партией «Хизб ут-Тахрир», признанной экстремистской и запрещенной в
России, членов которой кидают в колонии на запредельные сроки.
На противоположном фланге российской оппозиции в Украине —
ныне широко известный Денис Капустин, который под псевдонимом White
Rex организовывал в России спортивные турниры русских
националистов.
После того, как независимые от властей объединения русских
националистов были разгромлены в РФ, Капустин перебрался в Украину,
где возглавил «Русский Добровольческий Корпус» (признан в РФ
экстремистским и запрещен). Не только в Украину, но и в другие
страны из России были выдавлены многие активные мусульмане, чьи
сайты или телеграм-каналы продолжают вещать на своих оставшихся в
стране единоверцев.
В общем, совсем не нужны иностранные спецслужбы с их спецсредствами, чтобы из-за пределов России взывать к народу.
Мусульманская сторона Москвы
Что же побудило сознательных участников акции 21 июля присоединиться к ней?
Только за предшествующую акции неделю силовики устроили два налета на исламские молитвенные здания — в подмосковных Котельниках и Дзержинске. Эти налеты сопровождались хамским для верующих поведением силовиков (на мусульман ведь не распространяется статья УК РФ об «оскорблении чувств верующих») — хождением в сапогах по коврам, на которых люди совершают земные поклоны, и иронией над ритуальным омовением, предшествующим молитве.
Но это, конечно, следствие, а не причина. Последняя заключается в отказе московских, да и федеральных властей признать новую реальность: Москвы как мусульманского центра России — города, в котором живут миллионы мусульман, в том числе сотни тысяч религиозно практикующих. Широкое распространение по Москве заведений питания, в которых продается халяльная (соответствующая требованиям ислама) еда, — наглядный индикатор этого явления. Распространение халяльной еды, питающей, очевидно, не только ее покупателей, власти и силовики охотно приняли, а вот потребность мусульман молиться Богу им до сих пор непонятна и подозрительна.
Точнее, в теории она признается: «Молитесь у себя дома, причем
тихо». Однако для практикующего мусульманина обрядовая молитва
(намаз, солят) обязательна пять раз в течение суток, и предписанное
Кораном время совершения молитвы застает работающих, учащихся или
занимающихся бизнесом верующих далеко от дома. Кроме того, по
пятницам и на два больших мусульманских праздника (Ураза-Байрам и
Курбан-Байрам) мусульмане собираются на коллективные молитвы.
Имеющиеся в златоглавой пять мечетей и еще несколько молелен
не покрывают потребности живущих в Москве мусульман на общую
молитву.
Скажем, в Праге, Братиславе или Варшаве, где доля мусульман
среди всего населения в районе статистической погрешности, это их
внутренняя проблема (хотя молельные центры появляются и в этих
городах). А вот в Берлине или Лондоне, где мусульмане уже
составляют существенную часть населения, противодействие появлению
и деятельности молельных центров и мечетей породило бы противоречия
общественного характера, даже социальные взрывы. Но мечети и
молельные центры в них активно создаются.
Москва — в силу объективных исторических, геополитических и демографических причин — в этом отношении ближе к Берлину и Лондону, чем к Праге, Варшаве или Киеву. Мусульман в ней уже много, и по столь же объективным причинам будет становиться все больше, а потому невозможно и дальше запрещать им строить достаточное количество мечетей или молельных центров. Однако власти продолжают упорно повторять, что «коренным москвичам» существующих мечетей якобы хватает, а для мигрантов они строиться не будут.
В итоге недостающие мечети заменяют молельные центры, как это имеет место в Котельниках и Дзержинске. На что власти и силовики реагируют налетами и рейдами.
…Очевидно, что
почва для мусульманских протестов в Москве есть. И эти
протесты в будущем могут происходить и не в таком виде, как сейчас,
когда в толпе возвращающихся с молитвы верующих скандируются
обычные религиозные декларации без каких-либо политических
требований и лозунгов.
Сейчас, понятное дело, подобные шествия для мусульман в
России невозможны, потому что они невозможны ни для кого. Но если
или как только свобода собраний, шествий и слова в страну начнет
возвращаться, то тогда равные права придется признать как для
немусульманской части москвичей, так и для живущих в Москве
мусульман.
Харун
Сидоров, Александр Солдатов
|
</> |