"Табор уходит в небо" (1976)


Поведение главных героев невозможно понять без центрального понятия их картины мира - воли. Собственно, это общая черта всех цыган в фильме, но у Лойко и Радды она выражена наиболее сильно. Для них нет правил, авторитетов, ограничений - даже тех, которые налагает инстинкт самосохранения. Жить для них - это снова и снова утверждать свою волю, делать, что хочется, не беспокоясь о последствиях. В этом необузданном своеволии есть нечто завораживающее, и до поры до времени сама судьба смотрит сквозь пальцы на выходки Лойко и капризы Радды: до какого-то момента им все сходит с рук.
Однако у удачи свои лимиты, и вот Лойко теряет одного за другим своих друзей, и сам чудом избегает смерти. Заставляет ли полоса неудач его задуматься о своей жизни? Да нет, он не меняется, хотя в финале фильма в его черных волосах отчетливо видна седина. Неограниченная свобода для конокрада по-прежнему дороже всего на свете, и в момент сватовства к Радде он заявляет, что дальше будет жить, как хочет. А что это за брак, в котором одна сторона сразу отказывается от обязательств, налагаемых семейной жизнью? Правда, и вторая сторона - то есть Радда - не собирается в чем-либо себя ограничивать: ей нужен не муж, а раб. Выработать общую платформу для совместной жизни с таким подходом нереально, и неудивительно, что фильм заканчивается так, как заканчивается.
Отсюда вывод: безграничная свобода, необузданная воля плохо совместима с жизнью, которая всегда - цепь компромиссов. Попытки вести себя так, словно ты - повелитель вселенной - всегда заканчиваются плохо независимо от того, закарпатский ты цыган или титулярный советник
|
</> |