Та самая «ЮНОНА». Часть 1.

топ 100 блогов lot195907.03.2024 «Возвращаться - плохая примета.
Я тебя никогда не увижу»

 Та самая «ЮНОНА». Часть 1.
Собственно говоря, а где сказано, где написано, что на гравюре изображена именно «Юнона»? - Дело в том, что во время пребывания в Русской Америке Георга Генриха фон Лангсдорфа в 1805-1806 гг. никаких других трёхмачтовых судов там не было. «Юнона» единственное трёхмачтовое судно, на тот период, Российско-Американской компании. Более того, бывший капитан «Юноны» Джон д'Вулф и вновь назначенный капитан этого судна Хвостов Николай Иванович на долгие годы станут большими друзьями Генриха фон Лангсторфа.
И именно, после обильной пьянки-гулянки Генриха фон Лангсторфа, Джона д'Вулфа, лейтенантов Хвостова и Давыдова в Санкт-Петербурге 6 октября 1809 г., оба отважных морехода трагически погибнут — утонут в Неве.
«В два часа ночи Хвостов и Давыдов вышли от Лангсдорфа и направились к Исаакиевскому мосту через Неву, первой в то время в городе наплавной переправе, находившейся напротив современной площади Декабристов и соединявшей Васильевский и Адмиралтейский острова. Подойдя к мосту, офицеры увидели, что он разведён и через него проходит барка. Им показалось, что они успеют перескочить с моста на барку, а затем снова на мост. Однако прыжки того и другого оказались неудачными, они сорвались в воду и, подхваченные течением, утонули. Хвостову было 33 года, Давыдову шёл 26-й. Тела моряков не нашли. Комиссия, созданная для выяснения обстоятельств этого происшествия, не дала никаких результатов.»
Комиссаров Б. Н. Российский морской офицер Г. И. Давыдов и его «Двукратное путешествие в Америку»

 Та самая «ЮНОНА». Часть 1.
 Та самая «ЮНОНА». Часть 1.
 Та самая «ЮНОНА». Часть 1.
 Та самая «ЮНОНА». Часть 1.

«В 1799 году корабелы в Дайтоне, штат Массачусетс, завершили постройку «Юноны». Согласно реестрам судов в Род-Айленде, где «Юнона» была зарегистрирована в 1800 году, ее длина составляла 82,5 фута, ширина — 24 фута, глубина — 12 футов, а водоизмещение при полной загрузке могло достигать 295 тонн. Трехмачтовый корабль с двумя палубами, «Юнона» представляла собой быстроходное торговое судно с острым килем, облицованным медью.»
A Brief History of the Vessel JUNO, 1799-1811 by Tobin Shorey

Типовой проект американского трёхмачтового торгового судна:
 Та самая «ЮНОНА». Часть 1.
 Та самая «ЮНОНА». Часть 1.
Скорее всего, «Юнона» была построена по этому проекту, или по похожему.

«Моя морская жизнь началась в раннем возрасте с тринадцати лет. Во время многочисленных путешествий я постоянно рос в званиях. К 24 годам, после серии дальних плаваний к востоку от  Мыса Доброй Надежды, будучи старшим помощником капитана, летом 1804 года я вернулся в родной город, решив отдохнуть несколько месяцев после одиннадцати лет странствий. Мне нравился отдых, но спустя некоторое время, когда мои работодатели, господа Чарльз, Джеймс, и Джордж Д’Вульф, приобрели великолепный корабль "Юнона" тоннажем около двухсот пятидесяти тонн, чтобы отправить его на Северо-Западное Побережье Америки с целью сбора меха для китайского рынка, они предложили мне принять его командование.
Для меня было неожиданностью такое предложение, так как я считал себя слишком молодым и неопытным, чтобы вступить на совершенно новый путь торговли, и у меня возникли некоторые опасения по поводу моей квалификации для таких предприятий. В то же время я не сомневался в собственных способностях, чтобы пренебрегать таким выгодным предложением, и поэтому я принял его.
Занимаясь организацией путешествия, не теряя времени, мы закупили грузы, подходящие для торговли и подготовили судно к плаванию. Когда мы были готовы к выходу в море, «Юнона» и ее груз  оценивались в $ 35.000. «Юнона» на тот момент считалась первоклассным судном, и была оборудована всем необходимым для комфортного плавания. На «Юноне» было установлено 8 подвижных орудий и, соответственно вооруженное судно, при выходе из гавани имело весьма грозный и воинственный вид. Но такое снаряжение тогда было необходимо в тех опасных делах, для которых оно было предназначено. Также экипаж в 26 матросов и юнг. Снарядившись таким образом и попрощавшись с друзьями, мы снялись с якоря и вышли в море в 00:11 13 августа 1804 года.»

Voyage in the North Pacific and the journey through Siberia over half a century ago by Captain John D'Wolf Published by Cambridge University in 1861 Publisher: Welch, Bigelow, and C°

В 1803 г. из Кронштадта в первое кругосветное плавание вышли два шлюпа - «Нева» и «Надежда».
«Первоначально экспедиция планировалась как коммерческое предприятие Российско-Американской компании для снабжения Камчатки и владений на Аляске, а также закрепления российского приоритета в отдалённых владениях в Тихом океане. Из-за финансовых трудностей снаряжение было взято на баланс государства и задачи экспедиции были сильно расширены в политическом плане: предстояло обследовать Сахалин и Курильские острова, наладить дипломатические отношения с Японией и открыть рынок Китая для торговли русскими мехами.»

 Википедия
Возглавлял экспедицию и командовал шлюпом «Надежда» капитан-лейтенант Иван Фёдорович Крузенштерн, а командиром «Невы» был назначен капитан-лейтенант Юрий Фёдорович Лисянский.
Для установления дипломатических отношений с Японией (с очень широкими полномочиями) в состав экспедиции был включён Николай Петрович Резанов.
Он являлся главой Российско-Американской компании и посещение российских колоний на Аляске входило в его планы.
Николай Петрович был женат на дочери первого правителя Русской Америки Шелихова Григория Ивановича. В 1799 г. по предложению Резанова на основе промыслов покойного Шелихова была создана Российско-Американская компания. Представительство этой компании учреждалось в Петербурге, пайщиками стали и члены императорской семьи.
Естествоиспытатель, натуралист и врач Георг Генрих фон Лангсдорф был так же в составе экспедиции.
 Та самая «ЮНОНА». Часть 1.
 Та самая «ЮНОНА». Часть 1.
 Та самая «ЮНОНА». Часть 1.
 Та самая «ЮНОНА». Часть 1.

Миссия в Японию потерпела фиаско.
«Конечно, уповать на то, что Япония, пребывавшая в изоляции от внешнего мира, примет представителей России и установит с ней торговые отношения, было чересчур самонадеянно, но и Резанов, со своей стороны, сделал едва ли ни всё, чтобы провалить порученную ему миссию. Его надменное и пренебрежительное по отношению к японским партнёрам поведение было исчерпывающим образом засвидетельствовано в дневнике лейтенанта «Надежды»  Левенштерна Е.Е.(Ермолая Ермолаевича).»
Комиссаров Б. Н. Российский морской офицер Г. И. Давыдов и его «Двукратное путешествие в Америку»

Официальный рисунок встречи Резановым представителей японских властей:
 Та самая «ЮНОНА». Часть 1.

А вот так это же событие изобразил Левенштерн Е.Е.
 Та самая «ЮНОНА». Часть 1.

5 октября 1805 г. с Камчатки шлюп «Надежда» ушёл в Кронштадт.
 Та самая «ЮНОНА». Часть 1.
А Резанов Н.И. и Генрих фон Лангсторф остались в Петропавловске в ожидании компанейского судна, что бы уйти на Аляску. Вскоре к ним присоединились два закадычных друга: лейтенант Хвостов Н.И. и мичман Давыдов Г.И.
 Та самая «ЮНОНА». Часть 1.
«Первое путешествие в Америку Хвостова и Давыдова пришлось на 1802 — начало 1804 г. Между тем, по возвращении друзей-офицеров в Петербург РАК снова предложила им отправиться в Америку, но теперь уже с двойным жалованием: по 4 тыс. руб. в год.»
Комиссаров Б. Н. Российский морской офицер Г. И. Давыдов и его «Двукратное путешествие в Америку»

Деньги очень большие и был бы грех не воспользоваться сим заманчивым предложением.
Друзья сухопутным путём, через всё страну, отправились в Охотск, а от туда морем в Петропавловск-Камчатский.
А тем временем, капитан «Юноны» Джон д'Вулф вёл успешную меновую торговлю с индейцами у северо-западного побережья Америки, но при неудачном манёвре судно наскочило на скалу и повредило днище.
Капитан принял решение идти в русский порт Ново-Архангельск (Ситха), там разгрузиться и отремонтировать судно. Куда и прибыл 14 августа 1805 г.
Главный правитель Русской Америки Александр Андреевич Баранов любезно принял капитана Вульфа, предоставил помещение для груза и оказывал всяческое содействие в ремонте «Юноны».
 Та самая «ЮНОНА». Часть 1.
 Та самая «ЮНОНА». Часть 1.
 Та самая «ЮНОНА». Часть 1.
В эти дни там же находился русский экспедиционный шлюп «Нева», командир которого сделал этот рисунок. «Нева» ушла 1 сентября 1805 г.
 Та самая «ЮНОНА». Часть 1.
Ремонт «Юноны» затянулся до октября.
«Пока мы ждали, в поселение прибыл русский бриг «Святая Мария» под командованием Андрея Машина, лейтенанта военно-морского флота, на борту которого находился дворянин Николай Резанов.  После неудачного посольства в Японию он вернулся на Камчатку и с инспекцией отправился к северо-западному побережью Америки, принадлежащему Русско-Американская компании, в которой он сам имел большую долю. С ним прибыли еще два лейтенанта русского флота, Николай Хвостов и Джон Давыдов, доктор географии Лангсдорф и два корабельных плотника, господа Корюкин и Попов, которые должны были построить корабль на этом месте.»
Voyage in the North Pacific and the journey through Siberia over half a century ago by Captain John D'Wolf Published by Cambridge University in 1861 Publisher: Welch, Bigelow, and C°
 Та самая «ЮНОНА». Часть 1.
«Через несколько дней по приезду начался праздник и веселье, и дело было полностью приостановлено. Появление  такой уважаемой персоны, чей авторитет на некоторое время затмил собой даже губернатора, было событием большой важности. В разговоре с доктором Лангсдорфом, когда он жаловался на трудности при строительстве и оснащении большого судна из-за того, что необходимые материалы было так сложно получить, я шутливо заметил, что намерен продать им свой корабль, который позволит избежать необходимости строительства. Разговор был доведён до его превосходительства и он хотел бы знать, действительно ли я смогу  продать свой корабль, и если да, то какова будет его цена.»
Voyage in the North Pacific and the journey through Siberia over half a century ago by Captain John D'Wolf Published by Cambridge University in 1861 Publisher: Welch, Bigelow, and C°
В 1805 г. флот РАК располагал небольшим количеством судов:
галиот «Св. князь Александр Невский», 115 т,
бригантина «Св. Захарий и Елизавета», 150 т,
шебека «Св. Ольга»,
куттер «Св. Константин», 80 т,
бриг «Св. Мария Магдалина»,150 т,
бот «Ермак»,
бот «Ростислав».
Ещё был шлюп «Нева», но он только что ушёл в Контон, а от туда уйдёт в Кронштадт.
Наши колонии остро нуждались в продовольствии и на «Юноне» (водоизмещение 250 т) можно было совершить дальнее морское путешествие в Калифорнию (в те годы испанская колония) для закупки необходимых продуктов.
«Это был вопрос, в котором я не ориентировался и который требовал некоторого времени для размышлений и   некоторых расчётов. Имея около двух третей своего груза на борту, необходимо было выяснить, как он будет оценен. При этом было хорошо известно, что я не могу распоряжаться своим судном. Еще одной серьезной трудностью был вопрос о том, как мои офицеры и экипаж покинут побережье. Но пока я рассуждал о целесообразности такой меры, два небольших судна  «Ермак» и «Ростислав», о которых я упоминал выше, вернулись с охоты. Первый, судёнышко сорока тонн, оказалось подходящим для моей цели, и поэтому я воспользовался возможностью и предложил мой корабль и остаток  своих грузов по цене $68000. Выплата была предложена в следующем порядке: векселя на имя директоров Русско-Американской Компании в Санкт-Петербурге на сумму  $ 54638; 572 шкур морских выдр  на сумму $ 13062 и $ 300 наличными вместе с вышеназванным судном, «Ермак», полностью оснащённом, с двумя комплектами парусов, четырьмя подвижными орудиями, тридцатью ружьями, боеприпасами к ним  и обеспечением моей команды на сто дней. Это предложение было принято, и «Юнона» перешла в руки Русско-Американской компании. 5 октября я передал командование «Юноной» под салют из форта и с кораблей и поднял  звездно-полосатый флаг на «Ермаке», который стал моей собственностью.»
Voyage in the North Pacific and the journey through Siberia over half a century ago by Captain John D'Wolf Published by Cambridge University in 1861 Publisher: Welch, Bigelow, and C°

«Контракт, заключенный между Н. П. Резановым и американским торговцем Дж. д'Вульфом о приобретении РАК судна «Юнона»
Порт Ново-Архангельск.
24 сентября (6 октября) 1805 г.
Контракт о покупке корабля «Юноны».
Мы, нижеподписавшиеся двора Его в-ва всероссийскаго императора действительной камергер и кавалер и Российско-Американской компании уполномоченный Николай Резанов и Жон д'Вульф Соединенных Американских штатов гражданин, и начальник, и хозяин судна «Юноны», заключили добровольно договор сей на нижеследующих условиях:
1. Я, начальник судна Жон д'Вульф, продал Российско-Американской компании в полную ея собственность и распоряжение навсегда корабль «Юнону» с восмью пушками и шестью фалконетами, так как и все то, что в нем состоит груза как в провизиях, так и в разных вещах и товарах по прилагаемому при сем реестру 1, и даже что и сверх того реестра найдется, весь без остатку вообще с означенным кораблем с его вооружением, рангоутом, якорями, парусами, и такелажем за 68 000 гишпанских пиастров.
2. В число означенной суммы заплачено будет мне, Жону д'Вульфу, здесь на северо-западном берегу Америки, а имено в порте Ново-Архангельске, тысячу бобров, полагая четвертую часть меньшей величины и пятьсот так называемых кошлаков, всего суммою на 31 250 гишпанских пиастров, считая каждой бобр кругом по 25, а кошлак по 12½ гишпанских пиастров, с тем, что буде все количество не будет в течении двух недель готово, то приобщить весь недостаток по той же цене в вексель, о котором ниже упомянуто будет.
3. На остающуюся сумму 36 750 гишпанских пиастров получить мне, Вульфу, от его превосходительства г-на уполномоченнаго вексель на Главное правление Российско-Американской компании в Санктпетербурге с платежом предъявителю от объявления онаго в десять дней.
4. Сверх сих условий дано будет мне, Жону д'Вульфу, для обратнаго с экипажем пути моего судно Российско-Американской компании «Ермак» со всем его вооружением, якорями, парусами и такелажем, исключая артиллерии, в полную тако же собственность мою и распоряжение.
5. Позволено будет мне, Жону Вульфу, взять безденежно из проданнаго мною груза только необходимое для пути моего по приложенному реестру, так как взять из судна «Юноны» четыре фалконета.
6. Я, Российско-Американской компании уполномоченной, обязываюсь именем ея к исполнению всех сих условий с тем, что со дня подписания нами договора сего, корабль «Юнона» со всем его грузом, вооружением и всеми вещами перейдет в полную собственность помянутой компании, так как и судно «Ермак» поступает в собственность и полное распоряжение Жона д'Вульфа, новаго его хозяина. Флаги обоих держав будут на судах подняты, вышеупомянутой вексель вручен будет г-ну д'Вульфу в собственные руки, а бобры и кошлаки отданы будут на судно его «Ермак», как только будет можно поспешнее.
Во исполнение чего мы, Резанов и д'Вульф, составили обе договаривающиеся стороны, постановили сие условие в двух экземплярах для каждой по одному с тем, чтоб никогда ни малейших не иметь претензий, и во удостоверение того мы сие подписали и утвердили нашими печатьями.
Поставлено на северо-западном берегу Америки в порте Ново-Архангельске 24 сентября (6 октября) 1805 года.
Подлинные зделки на всех трех языках подписали с приложением повсюду печатей
Николай Резанов.
Жон д'Вульф.
свидетели:
Жемс Моорфильд.
доктор Лангздорф.
Екземплярами разменялись того же числа, а на другой день флагами, то есть 25 сентября. По сигналу с крепости из одной пушки флаг американской на «Юноне» спущен и поднят российской, а на «Ермаке» спущен российской и поднят американской. И потом «Юнона» салютовала 7-ю, а с крепости ответствовало 5-ю выстрелами, с «Ермака» 5-ю и равным числом отдано ему с крепости.»

АВПРИ, ф. Гл. архив, 1-7, 1802, д. 1, п. 37, л. 340-343. Запись в журнале исходящих документов.
Орфография оригинала.

Капитаном «Юноны» был назначен лейтенант Хвостов Н.И.
Артиллерийское вооружение судна:
«Фальшборт с 14-ю пушечными портиками (с расчётом на установку 8 орудий, т.к. деревянные пушки, дабы не мешали управлению кораблём ещё в Ново-Архангельске были вывезены мною на берег. Баранов был чрезвычайно рад и такому прибавлению оружия, кое могло служить только для устрашения индейцев. Но вскоре дикари поняли всю никчёмность деревянных пушек и перестали их остерегаться.»

Хвостов Н.И. Шханечный журнал судна «Юнона»

Вульф, загрузив бот «Ермак» шкурами морских выдр (каланов), отправил его в Кантон, Китай.
Там американцы имели монополию на продажу мехов.
А сам остался в Ново-Архангельске, что бы на следующий год уйти на компанейском судне в Сибирь и по сухопутному пути в Санкт-Петербург, где обналичить векселя РАК, вырученные за продажу судна.
В этом же году на Ново-Архангельской верфи был заложен тендер «Авось».

«Февраль 1806 года.
1. Получено повеление от Господина Правителя Коллежского Советника Баранова, что нам на оном судне присутствовать будет сам Его Превосходительство, то посем делать, касающимся до судна доносить прямо Ему. Получив повеление от Его Превосходительства переменить место с судном и подняв от полудня якорь, поставили марселя и кливер. Переходя крепость, поставлены были люди по вантам – кричали «ура» и выпалили из одной пушки. Там же отвечали и от крепости. В 1 час ветер заштилел, положили якорь плехт на глубине 15 сажень, оттуда канату 30 сажень, определил место пеленгам. На крепости флагшток NW 72° 00’, в W-ом фарватере. Средина острова SW 40° 00’. Острова средина SO 5”00’. Команды при судне имеются: начальствующий лейтенант Хвостов, подштурманов 2, матросов 2, англичан 4, промышленных 14 человек.
Пушек на судне:
4½-фунтового калибра: 6,
каронад 12-фунтового калибра: 2,
фальконетов 4-фунтовых: 4,
медных единорогов на армейских лафетах 3-фунтового калибра:
2. Судов гребных: барказ 1, ялов 2, шлюпка 1 и две трёхлючных байдарки. Водяных бочек в трюмах 50, из каковых налито 25. В вечеру рапортовано о благополучном выходе судна на рейд и об имеющихся в погрузке вещах Его Превосходительству.»

Хвостов Н.И. Шханечный журнал судна «Юнона».
Вскоре а «Юнону» прибыли мичман Давыдов и приказчик Панаев. 25 февраля 1806 года на борт ступил Резанов в сопровождении профессора Лангсдорфа и слуги Ивана.
«25 февраля 1806 г. после более чем месяца тщательной подготовки «Юнона» — 250-тонное, двухпалубное, трехмачтовое судно, принадлежащее Российско-американской компании (РАК), подняло якорь и верхние паруса, отсалютовало из пяти пушек крепости в Ново-Архангельске (в настоящее время — Ситхе) и направилось на юг к берегам Испанской Калифорнии.»
Б. Дмитришин Посещение Сан-Франциско русским судном «Юнона», 28 марта-10 мая 1806 года


Так началась романтичная история, поэтически представленная в рок-опере «Юнона и Авось», стихи Вознесенского Андрея Андреевича, музыку написал Рыбников Алексей Львович. Премьера в постановке режиссёра Захарова Марка Анатольевича состоялась 9 июля 1981 года на сцене Московского театра им. Ленинского Комсомола.


«Путешествие «Юноны» в Калифорнию совершалось по трем причинам. Одна из них, немедленная и наиболее срочная, заключалась в том, чтобы получить продовольствие из Калифорнии (где, только по слухам, оно было в изобилии) для больных и голодающих служащих РАК на Аляске. Продовольственный кризис там принял настолько животрепещущие формы, что врач, который стал свидетелем столь серьезной ситуации, позднее заметил, что к концу февраля [1806 г.] восемь из ста девяноста двух русских, проживающих в Ситхе, погибли, а шестьдесят были немощны из-за цинги. Следующая цель экспедиции — установление долговременных коммерческих связей между РАК на Аляске и испанскими официальными лицами в Калифорнии, которые предполагали выгоду обеим сторонам. Третья цель путешествия (более масштабная в отличие от предыдущих) состояла в исследовании западного побережья Северной Америки, а также поиска места для основания постоянного русского поселения, которое впоследствии могло бы разрастись и обеспечивать продовольствием русские колониальные владения в северной части Тихого океана.
Родоначальником этих трех целей был Николай Петрович Резанов (1764-1807), действительный камергер двора его императорского величества.»

Б. Дмитришин Посещение Сан-Франциско русским судном «Юнона», 28 марта-10 мая 1806 года

«Воспользовавшись «брамсельным тихим ветром… и темнотой ночи «Юнона» вошла в залив Сан-Франциско 27 марта 1806 г.»
Хвостов Н.И. Шханечный журнал судна «Юнона»

 Та самая «ЮНОНА». Часть 1.
Более раннего изображения города я не нашёл.
Конец первой части. Продолжение следует.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Путин попросил перенести референдум на Украине Ну что, теперь ясно не только мне, что Путину никакой Донбасс и нафиг не нужен. Я об этом писал разным безумцам, которые уверяли меня в обратном, десятки раз. Об этом же я писал не далее, как вчера: 16 часов назад Очень бою ...
Казалось бы, как может быть несчастливым человек, который выиграл в лотерею огромную сумму? Например, чтобы вы делали, если бы выиграли 10 миллионов долларов? Как оказалось, многим "счастливчикам" лучше бы вообще было не играть - большие деньги ...
1. Скорбач А., Мухин А. Схватка на острие ножа, или забытое сражение у острова Соммерс. СПб. Издательство "Историко-культурный центр Карельского перешейка", 2014. 2. Легенды и мифы авиации. Выпуск 6. М.: Фонд "Русские витязи", 2014. 3. Ненюков Д. В. От Мировой до Гражданской войны: В ...
Вновь путен-югенты, висящие в ТОПе с проплаченными постами, врут о том, что некие страшные "темно-оранжевые" силы на деньги госдепа запустили "очередную кампанию по развалу страны", через призывы к отделению Северного Кавказа.  Основным ...
Вчера на Ученом совете 1-го медуниверситета помимо прочего сообщили о том, что решение о введении образовательных сертификатов на постдипломное образование уже принято и вот-вот войдет в действие. Поясню. В медицине есть система, по которой все врачи обязательно регулярно проходят ...