Т. Толстая. "Ночь"

Никак не пойму: этот рассказ - издевка или сочувствие?
Одни вопросы.
Почему надо влезать именно в мозг больного, умственно отсталого
человека?
Почему мамочка изображена именно так: синеватые ноги - тумбы,
лысеющая голова, сто тридцать пять килограммов веса, седой
шиньончик, зубы в ночном стакане, платье - кожух, бюст- полотняный
каркас, громкая, всевластная?
Почему героя непременно называть Алексей Петрович, а не
уменьшительным именем?
Мир в голове Алексея Петровича тоже особенный. Вокруг - одни враги.
Соседи по коммуналке, особенно Морская Девушка, люди на улице,
девушки на пляже... Очень точно, очень пунктуально, живописно и
реалистично. Но страшно. Неужели нет ни одного сочувствующего, ни
одного? Так не бывает.
И наконец, почему хочет стать именно писателем?
Толстая проводит своего героя по Пушкинской площади. Мамочка читает
ему стихи Пушкина.
Почему писательница не провела его , скажем, мимо памятника Жукову,
Суворову, другому военному. Мимо памятника паровозу, который
имеется в любом городе. Мимо какого-то другого памятника,
Тимирязеву, например?
Мне кажется, что в этом рассказе две главные мысли.
Первая. Герои рассказа сами не осознают своего несчастья.
Вторая. Более важная.
Писательница вот таким эзоповым способом сказала о жутком рождении
графоманов, о потоке, захлестнувшем сегодняшнее время, когда каждый
слабоумный воображает себя писателем и злобно плюется и огрызается
в ответ на какие-либо разоблачения.
И тут я вижу два оттенка.
С одной стороны, некое барское пренебрежние к тем, кто не является
писателем по предназначению, семейному, например, как у неё. Хотя
сама она, по моему мнению, тоже по сути графоманка. С хорошим
языком и с отличной стилистикой.
С другой стороны, в отношении графоманов она абсолютно права.
|
</> |