Т-34 "Смелый". Один из лучших поднятых "сохранов".

13 декабря 1942 года западнее д.Малахово Новосокольнического района. Танк Т-34-76 "Смелый" двигался в южном направлении в сторону шоссе Москва-Рига. Шел по льду озера. И не доходя метров 80-100 до его южного края провалился под лед. Экипаж эвакуировался. Механик водитель получил осколочное ранение в голову. Остальные не пострадали. По всей видимости, танк сразу под воду не ушел, а постепенно переворачивался и лег вверх дном пробив ил на глубину 7 м. Псковские поисковики и сотрудники музея Боевой Славы в ЦАМО нашли акт на списание танка. Поиски в заболачивающемся озере сначала не дали результата, пока не был проверен торфяной островок, заросший березой, в глубине озера.
Потом осталось только подобраться к танку при помощи водолаза по фамилии Отчаяный, зацепить и потихонечку тащить к берегу, что и было сделано к 7 мая. По пути накт один раз просел на значительную глубину в какую-то промоину в торфе.
7 мая танк вытащили из озера при большом скоплении народа. Вытащили
в несколько попыток, т.к. у берега он уперся башней в более твердый
грунт, сорвало на бульдозере якорь из-за мягкого грунта и китайский
крепеж на петле троса. После устранения неполадок танк вытащили на
башне. Затем сделали выемку грунта рядом и двумя бульдозерами
перевернули. Потом, зацепив двумя бульдозерами, протащили метров 30
от кромки озера на гусеницах, они естественно крутились. Всего на
мероприятии было около 500 человек местных жителей, гостей,
поисковиков из различных отрядов, ветераны, школьники, пресса. в
т.ч. около 11 телеканалов. Машины вдоль обочины растянулись на пару
километров. Это, пожалуй, единственный подъем танка в Псковской
области, когда удалось собрать публику. Т.к. в 200 метрах от места
подъема проходит трасса Москва-Рига и склон озерной котловины
образует удобную площадку для наблюдением за подъемом.
Когда танк вытащили, в ящике для ремкомплекта и инструментов
оказались винтовочные патроны, внутри боезапас, в баке соляра и не
одного масляного пятна на поверхности. Люк механика водителя
открылся легко, с башенным пришлось повозиться. При первичной
демилитаризации МЧС выгрузило и подорвало боезапас, военные и МВД
изъяли пулеметы и замок, попутно утащив запасной трак. Не хорошо получилось. Сегодня танк должен уже быть
в Пскове. Задержка в пути произошла из-за поломки трейлера. Через
месяц специалисты из Москвы провели его окончательную
демилитаризацию. Изъяли и увезли двигатель. В Пскове в экспозиции
создаваемого музея боевой славы в д. Холматке на память остался
корпус на гусеницах..., а хотелось бы видеть ходовой экземпляр.
Его дальнейшая судьба оказалась традиционно незавидной, лучше бы
его и ненаходили пока не начнут в России ценить историю (в Украине
ситуация не лучше, а в Белорусии заметно лучше). После изъятия из
торфяного ила и промывки водой танк начал интенсивно ржаветь. О
должных работах по консервации и реставрации речь даже не ишла,
"реставрацию" проводил местный автосервис. Внутри танка стояла вода
а поверху его покрасили прямо поверх ржавчины. Лучше
поисковики-спасатели его нашли в более адекватные для сохрания
истории время – а то к спасению этот случай не имеет малое
отношение.
Сурс с кучей фото тут.
|
</> |