Святоградец-Два-2. Голоса

Очевидно, это соответствует четырем перекладинам православного креста.
В первом кладутся пять тетрахородов – два иполидийских, два ипофригийских, один иподорийский.
Во втором – три - лидийских два, фригийский одиню.
В третьем два миксолидийских, и один сверхмиксолидийский
А в сверхвозложенном – все, что начинается от сверхмиксолидийского.
Интересно, что количество тетрахордов в каждом голосе соответствует пропорциям изображения Креста . Так вертикальная черта самая длинная и имеет пропорцию 5 к 3 к горизонтальной, косая черта очевидно соответствует третьему голосу, а титло -четвертому.
Таким образом по этому образцу и современное четырехголосие партеса не есть «еретическое никонианское» введение, а тоже имеет образ Святого Креста и Богоугодно. Здесь надо вспомнить слова приснопамятного архимандрита Матфея (Мормыля) , которого хор был.
Он говорил по поводу взаимоотношения знаменного и партесного пения примерно так(по памяти цитирую): «Хотя знаменный распев древен, свят и исполнен многих достоинств, которых лишено пение партесное, однако смотря на устроенное Промыслом Божиим на протяжении стольких лет замещение знаменного пения партесным нельзя не думать, что в этом была великая цель и что так полезнее Церкви.»
Со своей стороны я нисколько не претендуя на знание целей Промысла, не могу не отметить следующую очевидную последовательность событий.
Несмотря на то , что первый партес был завезен как говорят патриархом Никоном , почти до самой революции партесное пение было только в столичных и преимущественно богатых соборных храмах. Для подавляющей массы остальных была типична та же картина, как сейчас в Греции – священник служит, дьячок (псалт) поет. Причем часто – знаменным распевом.
Однако именно перед революцией происходят некоторые важные изменения –
1) Благодаря Архангельскому появляются женские и смешанные хоры в соборах и приходских храмах . До этого петь могли только монахини в своих обителях. Церковный певец, как известно, это древний чин церковнослужителей, в который рукополагались (через хиротесию), поэтому женщина -псалт было таким же ужасом, как женщина-священник.
С одной стороны это отступление от традиции , но не настолько критическое, чтобы можно было размахивать анафемой – ведь женщин не стали рукополагать. Пение стихир в древности традиционно совершалось народом под управлением канонарха, поэтому очевидно, что и женщинами.
2) Появились партесные обиходы с гармонизациями простых распевов (греческого, малого знаменного и т.д.), которые могли петь не только профессиональные певцы, но и даже не знающие нот, на слух. Разумеется, это очень сильное обрезание и обеднение мелодического и гармонического строя, которые сводят богослужебное пение во-первых до европейского маниакально-депрессивного мажорно-минорного лада, а во вторых даже в этом ладу все ограничивается двумя аккордами ля-до-ля-си-соль-ми.
Но!
Революция и гонение на Церковь показало, что Бог премудро управил это.
Церковные кадры были уничтожены гонениями – не только священники шли в печь Вавилонскую, но и почти все псалты-дьячки. Статус последних, кстати, не восстановлен до сегодняшнего дня.
И богослужение бы остановилось, если бы на место мучеников не вставали бессмертные церковные бабушки, которые иногда едва-едва могли спеть даже урезанный партесный обиход даже на один голос – но могли. И Литургия шла, и таинства совершались. И ничего с этим коммунисты поделать не смогли.
Поэтому как я ни люблю знаменный и вообще древние распевы, как ни очевидно мне убожество и трагедия современного партеса лядолясисольми, однако через него и через нерукоположенных женщин на клиросе Господь сохранил Богослужение и Литургию. И партес хулить – не только отца Матфея гневить (НЕ РЕКОМЕНДУЮ) , но и Самого Бога.
Начинается же место подобное ипате от ипаты средних иподорийского лада и простирается (букв. лигуется,связывается) до месы иполидийского.
Подобный месе голос начинается от ипаты средних фригийского лада и простирается до месы лидийского
Подобный ните начинается от месы миксолидийского и простирается до ниты сопряженных сверхмиксолидийского лада
А за ним следует подобный сверхвозложенному.
Преложение (μεταβολη – изменение, переход) это крепкое и совокупное перемещение чего-то подобного в неподобное. Среди преложений есть ладовые , тоновые и составные (букв. систематические)
Ладовые преложения – из одного лада в другой, непример, гармония и хрома.
Тональные – из одного тона в другой в одном и том же ладу (например, лидийском и фригийском)
Составные же – когда мелодия переходит из разделения в соединение и наоборот
Примерным аналогом ладовых преложений в современной музыке, очевидно, является перенос той же самой мелодии из мажора в минор и обратно. Тональное преложение- когда мелодия повторяется выше или ниже на одну ноту, что соответствует восходящей и нисходящей секвенции . Составное же преложение – это вариации , включая контрапунктирование, обращение мелодии и т.д. что наиболее ярко раскрыто в полифонических работах Иоганна Себастиана Баха.
Мелопия (мелодие-творение) же есть творческое применение основ.
Интервал – это охватывание или ограничение двумя неподобными по высоте (букв- натяжению, напряжению) звуками. Вкратце сказать – интервал показывает различие по высоте и все место, способное вместить звуки более острые , не находящиеся на краю, ограничивающем высоту интервала,и наоборот – более тяжелые. Разница же высот – в большем или меньшем повышении
В отличие от современного обучения музыке, где разница в нотах дается через наглядную демонстрацию на фортепиано, здесь идет обучение певца через ощущение звука в гортани – при «повышении» связки смыкаются выше , при понижении – ниже.
|
</> |