Святоградец-Два-2. Голоса

топ 100 блогов ortheos16.01.2024 Существует четыре типа голосов:подобный ипате, подобный месе, подобный ните и подобный сверхвозложенной.

Очевидно, это соответствует четырем перекладинам православного креста.




В первом кладутся пять тетрахородов – два иполидийских, два ипофригийских, один иподорийский.
Во втором – три - лидийских два, фригийский одиню.
В третьем два миксолидийских, и один сверхмиксолидийский
А в сверхвозложенном – все, что начинается от сверхмиксолидийского.
Интересно, что количество тетрахордов в каждом голосе соответствует пропорциям изображения Креста . Так вертикальная черта самая длинная и имеет пропорцию 5 к 3 к горизонтальной, косая черта очевидно соответствует третьему голосу, а титло -четвертому.
Таким образом по этому образцу и современное четырехголосие партеса не есть «еретическое никонианское» введение, а тоже имеет образ Святого Креста и Богоугодно. Здесь надо вспомнить слова приснопамятного архимандрита Матфея (Мормыля) , которого хор был.
Он говорил по поводу взаимоотношения знаменного и партесного пения примерно так(по памяти цитирую): «Хотя знаменный распев древен, свят и исполнен многих достоинств, которых лишено пение партесное, однако смотря на устроенное Промыслом Божиим на протяжении стольких лет замещение знаменного пения партесным нельзя не думать, что в этом была великая цель и что так полезнее Церкви.»
Со своей стороны я нисколько не претендуя на знание целей Промысла, не могу не отметить следующую очевидную последовательность событий.
Несмотря на то , что первый партес был завезен как говорят патриархом Никоном , почти до самой революции партесное пение было только в столичных и преимущественно богатых соборных храмах. Для подавляющей массы остальных была типична та же картина, как сейчас в Греции – священник служит, дьячок (псалт) поет. Причем часто – знаменным распевом.
Однако именно перед революцией происходят некоторые важные изменения –
1) Благодаря Архангельскому появляются женские и смешанные хоры в соборах и приходских храмах . До этого петь могли только монахини в своих обителях. Церковный певец, как известно, это древний чин церковнослужителей, в который рукополагались (через хиротесию), поэтому женщина -псалт было таким же ужасом, как женщина-священник.
С одной стороны это отступление от традиции , но не настолько критическое, чтобы можно было размахивать анафемой – ведь женщин не стали рукополагать. Пение стихир в древности традиционно совершалось народом под управлением канонарха, поэтому очевидно, что и женщинами.
2) Появились партесные обиходы с гармонизациями простых распевов (греческого, малого знаменного и т.д.), которые могли петь не только профессиональные певцы, но и даже не знающие нот, на слух. Разумеется, это очень сильное обрезание и обеднение мелодического и гармонического строя, которые сводят богослужебное пение во-первых до европейского маниакально-депрессивного мажорно-минорного лада, а во вторых даже в этом ладу все ограничивается двумя аккордами ля-до-ля-си-соль-ми.
Но!

Революция и гонение на Церковь показало, что Бог премудро управил это.
Церковные кадры были уничтожены гонениями – не только священники шли в печь Вавилонскую, но и почти все псалты-дьячки. Статус последних, кстати, не восстановлен до сегодняшнего дня.

И богослужение бы остановилось, если бы на место мучеников не вставали бессмертные церковные бабушки, которые иногда едва-едва могли спеть даже урезанный партесный обиход даже на один голос – но могли. И Литургия шла, и таинства совершались. И ничего с этим коммунисты поделать не смогли.

Поэтому как я ни люблю знаменный и вообще древние распевы, как ни очевидно мне убожество и трагедия современного партеса лядолясисольми, однако через него и через нерукоположенных женщин на клиросе Господь сохранил Богослужение и Литургию. И партес хулить – не только отца Матфея гневить (НЕ РЕКОМЕНДУЮ) , но и Самого Бога.



Начинается же место подобное ипате от ипаты средних иподорийского лада и простирается (букв. лигуется,связывается) до месы иполидийского.
Подобный месе голос начинается от ипаты средних фригийского лада и простирается до месы лидийского
Подобный ните начинается от месы миксолидийского и простирается до ниты сопряженных сверхмиксолидийского лада
А за ним следует подобный сверхвозложенному.

Преложение (μεταβολη – изменение, переход) это крепкое и совокупное перемещение чего-то подобного в неподобное. Среди преложений есть ладовые , тоновые и составные (букв. систематические)

Ладовые преложения – из одного лада в другой, непример, гармония и хрома.
Тональные – из одного тона в другой в одном и том же ладу (например, лидийском и фригийском)
Составные же – когда мелодия переходит из разделения в соединение и наоборот
Примерным аналогом ладовых преложений в современной музыке, очевидно, является перенос той же самой мелодии из мажора в минор и обратно. Тональное преложение- когда мелодия повторяется выше или ниже на одну ноту, что соответствует восходящей и нисходящей секвенции . Составное же преложение – это вариации , включая контрапунктирование, обращение мелодии и т.д. что наиболее ярко раскрыто в полифонических работах Иоганна Себастиана Баха.

Мелопия (мелодие-творение) же есть творческое применение основ.

Интервал – это охватывание или ограничение двумя неподобными по высоте (букв- натяжению, напряжению) звуками. Вкратце сказать – интервал показывает различие по высоте и все место, способное вместить звуки более острые , не находящиеся на краю, ограничивающем высоту интервала,и наоборот – более тяжелые. Разница же высот – в большем или меньшем повышении

В отличие от современного обучения музыке, где разница в нотах дается через наглядную демонстрацию на фортепиано, здесь идет обучение певца через ощущение звука в гортани – при «повышении» связки смыкаются выше , при понижении – ниже.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
я вот кстати подумал сегодня утром. а что если внезапно. раз. и все. и нет тебя. кто вспомнит про такого то юзернейма? подумают ну надоело ему. ушел из ЖЖ. а он уж давно 2м под землей остыл. ладно я. про меня оповестят. а о вас есть кому оповестить? ...
Подробности тут: Старт акции 1 марта во всех магазинах кроме одного (смотрите список по ссылке) Итак, за покупку средств Кларанс на 2500 рублей нас ждут (перепишу, потому что там невозможно мелкий шрифт, так читать хоть будет удобнее): — ...
Утвердить прилагаемый Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету. И.о. Министра Д.Х.ХАТУОВ ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ ЖИВОТНЫХ, ПОДЛЕЖАЩИХ ИДЕНТИФИКАЦИИ И УЧЕТУ 1 Лошади, ослы, мулы и лошаки 2 Крупный рогатый скот, в том числе зебу, буйволы, яки 3 Олени 4 Верблюды 5 Свиньи 6 Мелк ...
Фужеры из накладного цветного хрусталя фирмы Нахтман (Nachtmann). Германия, середина прошлого века. В нашем наборе все шесть фужеров одинаковой формы. У двух штук ножка и ...
Случайно узнал кое-что от одного человека, у которого есть знакомый, у которого в коллективе работает женщина, у которой муж служит в ОМОНе (или в Росгвардии, но в детали я не вникал, по-моему речь шла об ОМОНе). Конечно, при такой цепочке может запросто возникнуть эффект испорченного ...