Свой среди чужих, чужой среди своих

топ 100 блогов marss227.10.2019

Свой среди чужих, чужой среди своих
Год выпуска: 1974
Страна выпуска: СССР
Жанр: вестерн
Режиссер: Никита Михалков
В главных ролях: Юрий Богатырев, Александр Кайдановский, Никита Михалков, Константин Райкин и другие
Вердикт: классический советский вестерн ("истерн"). Классика, must-see и все такое... но у меня впечатление скорее плохое. Свой среди чужих, чужой среди своих :(

О чем это?
Год примерно 1922. Неопределенная местность на юге России (снимался фильм в Чечне).
Местному отделу ЧК поручено транспортировать в Москву, на помощь голодающему Поволжью, золото, реквизированное у буржуазии - всего 500 тысяч рублей.
В саквояжике.
Но за богатой добычей охотится и подпольная белогвардейская организация, и местные бандиты.
Кто-то слил информацию, золото похищено, под подозрением оказывается чекист Егор Шилов - и теперь он должен сам найти и золото, и предателя, чтобы обелить свое имя...

Как это?
Это, безусловно, не халтура: это фильм крупный и неординарный.
И режиссер с оператором очень хороши, и актерские работы.
Оба главных героя, Шилов и Лемке, именно со стороны актерской игры просто монументальные.
Но... но. :((
****
Честно говоря, меня не оставляло ощущение, что это предок нынешнего томительного артхауса.
По форме - полтора часа беспрерывного режиссерского самолюбования, то, что называется "слова в простоте не скажет".
По содержанию - почти все время ощущение натянутости и фальши.


Лучшее, что здесь есть - детали и отдельные маленькие сценки.
То, что не имеет прямого отношения к сюжету, лучше всего и удалось.
Свадьба.
Трубач, играющий по нотам, которые держит перед ним мальчик.
Другой мальчишка, на которого Кунгуров надевает свои очки.
Вообще дети и животные в кадре - их много, и все очень хороши.
Сцена налета на поезд (и в ней лучше всего - грузин-насильник, "дэвушка, меня зовут Гиви", который появляется случайно и дальше никакой роли играть не будет).
Фоновые звуки: голоса с улицы, обрывки песен, жужжание мух.
Портрет Ленина, глядящий со стены на плачущего Сарычева (у Ленина, кстати, вид демонический. Как минимум, очень недобрый).
Детали потрясающие, каждая - маленький шедевр; но через некоторое время понимаешь, что они никуда не ведут.
Скажем, часы. Фильм начинается с ходиков, бьющих 67 раз.
Потом мы видим часы в поезде, которые бьются о стенку купе, а затем в них попадает пуля.
У Ванюкина, по-моему, тоже были часы.
И каждый раз камера фокусируется на часах, сообщает нам, что они что-то значат - а потом эта линия просто обрывается, и зачем нам показывали часы в разных видах, какой смысл был у этого символа, так и остается непроясненным.
****
Каждая мизансцена очень тщательно и продуманно выстроена.
Каждый кадр - картина.
Свет, звук - выше всяких похвал.
Все очень-очень неторопливо, чтобы мы успели насладиться и осознать, что не с простым режиссеришкой дело имеем.
"Смотрите, - как бы говорит нам Михалков (а это, надо сказать, его дебютная картина), - чему меня научили во ВГИКе!
Смотрите, какие я знаю приемы, какая мне известна киноклассика, как могу так, сяк и еще растак!"
Я и десятой части той классики не знаю, что знает он. Свой среди чужих, чужой среди своих :)
Но, и не зная, в фильме очень чувствуешь вторичность и цитатность; и через некоторое время замечаешь, что единая картина не складывается, и эти блестящие, но никуда не ведущие игры разума утомляют, а потом и начинают раздражать.
****

Сюжет.
По контрасту с переусложненной формой, сюжет довольно простой.
До боевика или триллера в современном понимании, пожалуй, не дотягивает. Михалков и стремится не столько увлечь зрителя остросюжетностью, сколько нагнести и сгустить пафос.
Но, когда действие движется быстро и увлекательно, "дыр" не замечаешь - а вот тут у меня регулярно возникало недоумение и разные вопросы.
[ахтунг, спойлеры!!!]
Дело не в том, что чекисты изображены благородными рыцарями - это по тем временам естественно, да и не особо они благородны на самом деле - а в логике их поведения.
Когда белогвардейцы чекистам подкинули труп со следами пыток, выдав его за труп Шилова - это была интересная ловушка, но непонятно, почему чекисты так легко повелись.
Шилов - их близкий друг, они все одной компанией воевали несколько лет.
Лицо трупу изуродовали - но есть еще волосы, телосложение, особые приметы, у фронтовика наверняка были шрамы... как они все, осмотрев труп, могли ничего не заподозрить? У них даже не возникло вопроса, зачем изуродовали лицо!
Да они профнепригодны, эти чекисты.
Брылов ведет себя, я бы сказала, беспечно - и когда принимает Шилова в банду (зачем ему был Шилов, почему он не попробовал отыскать золото сам?), и когда бежит с золотом, не позаботившись перед этим аккуратно убрать тех, кто о нем знает - Шилова и Лемке.
У себя в штабе, среди преданных ему людей, это точно проще было сделать, чем в одиночку отбиваясь от троих в горах.
Шилов и Лемке тоже творят довольно странные вещи, но об этом чуть позже.

Герои.
Честно говоря, единственный, кто вызвал какое-то теплое чувство - Брылов, атаман разбойничьей шайки, которого играет сам Михалков.
Этакий самовлюбленный мерзавчик, довольно мерзкий тип, но яркий и органичный.
Михалков его показывает с почти доброй иронией, и чувствуется, что, хоть этот Брылов и сукин сын, но ему близок. Свой среди чужих, чужой среди своих :)
Очень неприятным показался татарин Каюм (Райкин) - какая-то грубо карикатурная, полу-обезьянья фигура.  Свой среди чужих, чужой среди своих
***:)

Главный герой, благородный чекист Шилов (Богатырев) - очень хорош внешне, такой архетипичный русский богатырь; но от его героя для меня разило фальшью. Свой среди чужих, чужой среди своих :(
И в том, как он картинно переживал от того, что товарищи ему не поверили.
Пардон, но он оказался в крайне подозрительной ситуации, они обязаны были ему не поверить!
Он и сам бы себе не поверил на их месте.
(Хотя интересно, а анализа крови на наркотики тогда еще не существовало?
Наверно, нет; но вообще должен был быть какой-то медицинский способ выяснить, действительно ли его три дня держали под наркотой.
От этого не могло не остаться следов в организме! Эксперт-медик у них там был.)
Спасение Каюма, который пытался его убить, было как-то внезапно - но ладно, это хотя бы потом окупилось.
А вот таскание на себе раненого Лемке выглядело совсем плохо. Свой среди чужих, чужой среди своих :(
Вроде бы, на поверхности, это про то, как враги начинают видеть друг в друге людей и сближаются; и вообще я такое очень люблю.
Но стоит вспомнить, КУДА Шилов его тащит и что там с ним будут делать...
Какое там на хрен сближение, какие человеческие чувства.
Шилова Михалков старается сделать очень положительным, но получается фальшиво, возможно, из-за того, что пытается одновременно и задеть острые углы, и их обогнуть.
Мы узнаем, что брат Шилова был белым и был убит в бою красными - но это только повод ему не доверять (хотя странно, что его лучшие друзья этого не знали раньше - и вообще в то время у многих была такая ситуация, по-моему, "родственников врагов народа" принялись выискивать и преследовать гораздо позже), эта тема никак не развивается.
Мы так и не узнаем, что сам Шилов думает о своем брате и какая трагедия за этим стоит.
Бить связанного Лемке, чтобы выпытать имя предателя, он может, это еще не противоречит кодексу героя - а вот продолжить то же самое, когда Лемке ранен и упал духом, уже нет.
Вместо этого благородно тащит раненого на себе в ЧК, чтобы там его начали пытать другие люди и уже по-взрослому. Свой среди чужих, чужой среди своих
***:)

Лемке (Кайдановский). Сорри, тоже как-то нет. Свой среди чужих, чужой среди своих :( Кайдановский отлично играет, но беда в том, что ему играть почти нечего.
Это не живой герой - это типаж.
Деклассированный и все потерявший белый, как его себе представлял советский человек.
Очень характерная сцена, когда Лемке со связанными руками идет на вооруженного Брылова и командует (примерно): "Эй ты, быдло малограмотное, а ну-ка быстро развязал меня, отдал мне золото и свалил!"
"Он что, идиот?!!" - в шоке думает зритель.
Так-то Лемке вроде не идиот; но ведет себя здесь не в нормальной человеческой логике, а как типаж "бывшего", который должен чувствовать себя хозяином жизни, а всех вокруг быдлом, даже когда он связан и его сейчас пристрелят.
И с Шиловым он такой же.
Как будто у Михалкова перед глазами была какая-то методичка: что и как белый должен говорить, чтобы обнажить свою социальную сущность.
Кайдановский очень старается сделать его живым и интересным, но это лучше получается, когда Лемке молчит. Свой среди чужих, чужой среди своих :)
***
Второстепенные... ну, Ванюкин - откровенная карикатура, хотя забавная.
Забелин, честно говоря, тоже.
Остальные чекисты не особо выразительные.
***

В завершение хочу отметить песню в начале.
Она невероятно пафосная, но какая-то очень несуразная и неподходящая к содержанию фильма.
***
А то, что фильм наполовину цветной, а наполовину черно-белый - неожиданно не очередной режиссерский изыск, а просто посреди съемок у Михалкова кончилась цветная пленка.
https://www.facebook.com/nat.holmogorova/posts/2557353681008329

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Все чаще всплывает тема использования тактического ядерного оружия. Насколько это реально в разгорающихся войнах на Ближнем Востоке? Как это может произойти и что последует после применения того, что совсем в недавнем прошлом, казалось почти невозможным… Как ни прискорбно это призна ...
Воспользовавшись данными рентгеновского телескопа NuSTAR астрономы сумели идентифицировать один из источников космических лучей. Им оказалась Эта Киля: крупнейшая и ярчайшая звезда в радиусе 10 тысяч световых лет от Солнца. Космическими лучами называют элементарные частицы ...
Кашин, от координационных советников оппозиции на митинг зван бых, за предобрейшее отплатил презлейшим, козлогласием срамословным уши народу жестоко уязвляше. Важнее, однако, не то, как Кашин спел (фанаты у него нашлись, и думаю, его еще много куда позовут, и в КДС и в ящик), а то, что он ...
Вчера меня вызвали к прокурору по очередному "делу", инициированному очередной жалобой на какую-то мою статью какого-то очередного обиженного на меня еврея. Прокурор — моложавая дама в погонах — спросила: "зачем вы это пишите?" Я ответил: "ну я же писатель!" Она: "пишите о ...
В связи с суматохой по поводу «теоретического» исключения Пушкина и прочих Гоголей с оставлением там Солженицына и Пелевина из ЕГЭ, сформулирую свою точку зрения на проблему ЕГЭ в целом и данную проблему – в частности. Прежде всего, о проблеме ЕГЭ как таковой. Основное возражение против ...