о лжи и фальши в кино
marss2 — 09.10.2019Однако как это ни покажется странным, но фотографическая точность кинокадров затрудняла, а не облегчала рождение кино как искусства. Чтобы стать искусство кино было вынуждено отойти от реальности.
Таким образом, чтобы отражать реальность кино было вынуждено стать иллюзией.
Любой фильм есть и иллюзия, и правда. И как иллюзия – он неизбежно “фальшив”.
Многие ругают авторское кино, в частности авторское кино России последних лет в том, что оно фальшиво.
А давайте спросим себя.
“Фальш” присутствует в везде разных пропорциях.
А в упомянутых фильмах “Фальш” живет на генетическом уровне.
Она проявляется то в идеологемах, то в и интонации речи героев, и даже в повороте их головы. Вы никогда в реальности не увидите такой театральной декламации как в “Иване Грозном”, оживших клонов как в “Луне”, таких сипаев раздавленных молотилкой как в “Индиане Джонсе” или солдат с ведрами на голове, которые тонут около плавающего пенопласта как в “Александре Невском”.
Все зависит от оптики зрения.
Фальшь в современном авторском кино рассматривается под микроскопом, а в классике или в зрительском кино под телескопом.
Не помню у кого, прочел недавно такую мысль, у Эшпая, по-моему, чем больше в фильме правды, тем больше получает он обвинений в фальши.
И я с этим абсолютно согласен.
Разумеется, в “Груз 200” не может тягаться в правдоподобии с “4 месяцами”, с документалистикой Лозницы, или с теми же “Простыми вещами” Попогребского, но фильм Балабанова стоит к правде жизни на 10 шагов ближе, чем 90% кинематографа.
Если вырезать 15 минут оттуда, то где Вы там найдете фальшь?
В персонаже Серебрякова, во взгляде мента, в дискотеке, в квартире военкома?
Но этот вывод – колоссальное заблуждение.
Оно претендует!
“Зрительское” кино и влияет, и формирует наше мировоззрение в очень сильной степени.
И киноведы, и диаконы выводят целую философию из “Гарри Поттера”, массовый зритель же невольно заимствует картину мира и стиль поведения, манеру держаться, танцевальные движения и из “Гарри Поттера”, и “Криминального чтива”.
Даже Аниме оказывает сильнейшее воздействие не подростков.
А на самом деле между авторским и зрительским кино – нет непреодолимой стены.
И то, и то и иллюзорно, и правдиво.
И то, и то претендует на наше сознание!
Он готов часами любоваться вывернутыми внутренностями в каких-либо “Чужих”, наблюдать за сотнями смертей в “Дне независимости”, убивать в компьютерной игре “Doom”, кровожадно любоваться телерепортажами о бомбардировке Багдада, или смаковать гибель реальных людей во время наводнения в Индонезии.
Но для него это сладкая иллюзия.
Она обманывает человека, приучая его к фантомности любой картинки.
что он – смертен,
и что жизнь – абсурдна,
поэтому он боится “Груза 200”, “Антихриста”, “Морфия”, “Танцующей в темноте”, “Юрьева Дня”, “Изгнания”? который, на самом деле, в 10 раз честнее, и даже фотографически ближе к реальности, чем вся голливудская классика, советское искусство или немой кинематограф.
Человек в ужасе закрывает глаза, когда глядит в зеркало, и кричит фальшь, неправда!
https://zen.yandex.ru/media/id/5ce28cca6ae53300b438f79c/falsh-gruza-200-i-pravda-garri-pottera-5d74c6cbf557d000aee1ad06
|
</> |