Свои для своих

Вот смотрите. Профессионал в каком-то деле может написать художественную книгу, посвящённую жизни и работе таких же профессионалов – но писать её он будет для «внешних», тех, кто не разбирается в тонкостях его дела.
Представим программиста, который не обделён писательским талантом. Он вполне способен создать увлекательный «производственный роман» о программистах. Но он обязательно будет учитывать, что читатели не так хорошо разбираются в его деле. Нужно пояснять некоторые термины, расшифровывать профессиональный сленг, местами приукрашивать или упрощать рабочие моменты, чтобы читателю было и понятно, и интересно.
Точно так же разведчик, пишущий о разведчиках; военный, пишущий о войне и армии; врач, пишущий о врачах... В любом случае его профессиональная деятельность – часть истории, часть того, о чём он хотел поведать миру.
Если же спец пишет для других таких же спецов – это уже будет нон-фикшн. Руководства, наставления, справочники – ты делишься знаниями так, чтобы эти знания могли пригодиться читателю.
Но с религией – и магией – всё наоборот.
Православный пишет роман, герои которого также православные. Кто его целевая аудитория? Верно, опять-таки православные – или, во всяком случае, люди, достаточно глубоко погружённые в православную культуру.
А значит, он рассчитывает, что всё, относящееся к православной вере, религии, обрядности, специфическим понятиям, читатель понимает и так, без перевода и разъяснений.
У него нет задачи рассказать о православии – он хочет поведать историю, которая происходит с православными героями в православном мире.
Точно так же, если практикующий маг пишет фэнтези – он почти всегда обращается к таким же, как он сам. Людям, которые не просто «верят в магию», а держат в голове определённое представление, как она работает. В результате его произведение довольно сильно отличается от творений авторов, для которых магия – просто сюжетный инструмент.
Сравните Сергея Лукьяненко, Ника Перумова, Джорджа Мартина – и Кэтрин Куртц, Андрея Смирнова, Макса Фрая... Или, например, сравните Толкина с его собратьями по «трио инклингов» – Клайвом Льюисом и Чарльзом Уильямсом. Особенно с Уильямсом, если вы понимаете, о чём я.
А вот если маг или верующий обращается к «внешним» – он опять-таки чаще всего создаёт нон-фикшн. Апология, наставление, разъяснение, руководство – то, что может помочь человеку понять твою картину мира и войти в неё.
|
</> |