рейтинг блогов

ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ВОСКРЕСНАЯ ЖЕНЩИНА (1975)

топ 100 блогов cambria_191901.12.2025 ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ВОСКРЕСНАЯ ЖЕНЩИНА (1975) a72fcbc16a0c6a7b99f7942b31e6023d (1).jpg


Над светским обществом принято потешаться – и все потешаются! – уже не первый век.


При этом негодуя, что выглядит это общество просто шикарно.
В кино от этого шика точно никуда не деться.


А если в светском обществе приключилась ещё и детективная история…

Да, это детективная история:

ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ВОСКРЕСНАЯ ЖЕНЩИНА (1975) 7380059407.jpg


Как и положено в детективе, всё началось с преступления.
В славном городе Турине убит некий Ламберто Гарроне (Клаудио Гора):


труп.jpg


По диплому он архитектор, а по роду занятий мелкий жулик.
При этом скользкий тип, похабник, не пропускающий ни одной юбки:


пошляк.jpg


И втируша, который постоянно  всеми способами лезет в высшие круги:

бомонд.jpg


Жалкая ничтожная личность.
И смерть его позорная: Гарроне насмерть забит каменным сувенирным фаллосом:


улика.jpg



Практически в момент кончины из подъезда Гарроне вышла некая непривлекательная блондинка.
В руках она держала яркую сумку и водопроводную трубу, завёрнутую в газету.
Что заметил случайный свидетель:


свидетель.jpg


Поскольку такая труба это принятое в Турине орудие самозащиты дам древнейшей профессии, то и расследование капитан де Пальма (Пино Карузо) начинает, как привык – среди маргинальных слоёв населения:

де пальма.jpg


Однако всё меняет появление в полицейском участке супругов -  свежеуволенных слуг крупного промышленника Дозио.

Роясь в хозяйских вещах в поисках ценных бычков, какие ещё можно докурить, камердинер Бенито (Омеро Антонутти) находит странное письмо хозяйки:

письмо1.jpg


В письме синьора Дозио предлагает своему другу Массимо совершить ритуальное убийство того самого Гарроне.

После газетного сообщения об убийстве мстительные слуги - уже бывшие - бегут в полицию с этим письмом, желая насолить спесивым хозяевам:

письмо.jpg


Так в деле о грязном убийстве мутного типа Гарроне возникает парочка снобов из самого высшего общества.

Анна Карла Дозио (Жаклин Биссет) – молодая богачка, просто лезущая на стены от скуки:

жаклин.jpg


Она хороша собой, неглупа и вполне благонравна.
Но жизнь её скудна: муж Витторио (Марио Феррера) целыми днями занят своим промышленным концерном и своей больной печенью:


муж.jpg


У неё есть всё - и ей не надо тратить свою редкую красоту на карьеру или добывание денег.
Красоту стоит тратить только на любовь.
Но ничего похожего нет в её жизни:


нет любви2.jpg


Анне Карле только и остаётся, что переживать как нечто важное совершенно ничтожные события вроде ссор со слугами-хамами или походов в салоны красоты:

салон.jpg


А это её ближайший друг и адресат того самого скандального письма - Массимо Кампи (Жан-Луи Трентиньян):

массимо.jpg


Нет, тут не то, что вы подумали.
То есть они в самом деле только друзья, а не любовники.

Массимо предпочитает не дам, а юношей.
Сейчас у него – правда, уже на спаде – роман с юным чиновником муниципалитета Лелло (это уменьшительное от Марчелло) Ривьера (Альдо Реджани):


роман.jpg


Профессиональная деятельность аристократа Массимо заключается в ожидании миллиардного наследства:

массимо2.jpg


То есть и Массимо, и Анна Карла принадлежат к самым что ни на есть сливкам туринского общества.

К ним просто так на кривой полицейской козе не подъедешь.
Опасно.
Тут нужен такт, понимание высокого статуса персон, хорошие манеры и особый подход.


Всем этим в полицейском управлении славится только комиссар Сантамария (Марчелло Мастроянни):

комиссар.jpg


Его и припрягают к делу:

припрягли.jpg


Так происходит знакомство этого умного вальяжного полицейского с прекрасной синьорой Дозио:

жаклин4.jpg


А с синьором Массимо он уже знаком – виллу аристократа обкрадывали в прошлом году.

Пара светских бездельников оказывается втянута в расследование убийства.
Роковое письмо - по уверениям Анны Карлы и Массимо – имело чисто аллегорический смысл.
Но этот смысл совершенно недоступен грубой машине правосудия.
И алиби у них нет.

Комиссар Сантамария любезен и деликатен, но это не освобождает парочку от подозрений:

нервы.jpg


Путь к оправданию у Массимо и Анны Карлы один: всячески помогать Сантамарии в его работе.

Близко к сердцу принимает проблемы друга и ранимый юноша Лелло Ривьера.
Он начинает собственное расследование:


рассл лелло.jpg


Удастся ли аристократам доказать свою непричастность к делу?
Поможет их непрошенное содействие найти убийцу – или помешает?

не просят.jpg


Во что выльется возникшая между комиссаром и синьорой Дозио симпатия (если не кое-что посерьёзнее)?

симпатия.jpg


И каким образом к экзотическому убийству причастна экспансивная пожилая дама синьора Табуссо (Мария Терезия Альбани) – знакомая Анны Карлы по паримахерской?

синьоора.jpg


Раз это детектив, о его главной интриге что-то ещё рассказывать нечестно.
Я и не буду.


Фильм поставлен по роману Карло Фруттеро и Франко Лучентини:

книга.jpg


Два трудолюбивых редактора и переводчика много лет занимались фантастикой, ужастиками, юмором и комиксами (изобрели себе даже псевдоним F&L) – и вдруг решили написать детектив (именно этот, по которому снято кино):

ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ВОСКРЕСНАЯ ЖЕНЩИНА (1975) Fruttero_&_Lucentini.jpg


Книжка пришлась по вкусу итальянской публике.
Её то и дело переиздавали, перевели на английский.
И экранизировали по высшему разряду:


постер2.jpg



Но критики, как всегда, остались недовольны, что не всё из книжки уместилось в кино – а ведь там чего только не было:

книга3.jpg


И проблемы с вечным перекладыванием плитки асфальта, якобы инспирированным мафией.
И наплыв мигрантов – ещё не из Африки или Румынии, а своих, сицилийских "кукурузников".
И издержки сексуальной революции вроде курсов по детской мастурбации.
И смена художественных вкусов богачей – вместо классики те взялись скупать новейшие арт-объекты.
И т.д. (ещё много чего).

Но не всё же стоит впихивать в кино.

Опытный режиссёр Луиджи Коменчини всегда имел вкус к комедии нравов.

Именно ирония и сарказм стали главной приправой к этому детективному сюжету (да и авторы книжки тоже ведь не только профессиональные фантасты и пугальщики, но и юмористы):

постер4.jpg


История расследования жестокого убийства (даже двух) то и дело становится едкой commedia all`italiana с её почти площадными броскими красками.
Как в сцене полицейской облавы в поместье "Хорошие груши":


облава.jpg


Или в мастерской, где каменотёс Дзаваттаро (Эннио Антонелли) поставил на поток изготовление каменных фаллосов, популярных у скандинавских туристов:

хх.jpg


Или в сутолоке знаменитого блошиного рынка Балон:

балон.jpg


Издёвки над тупыми полицейскими, надутыми аристократами и мелочностью жулья забавны:

детектив.jpg



Но дело-то происходит в Турине.

В Италии на каждом шагу настолько много всяких древностей и красот, что солидный и холодноватый Турин не пользуется особой популярностью у туристов.

Да и сам туринцы любят покритиковать свой город – колыбель Рисоджименто, Фиата и итальянского кино:
"В этом проклятом городе все кварталы одинаковы, все дороги сходятся под прямым углом, и всегда испытываешь ощущение, будто ты не идёшь, а стоишь на месте" (F&L).

Но ведь это же идеальные локации для детектива!
Эти неприветливые здания и длинные аркады:

турин3.jpg


Эти прямые мрачноватые улицы:

турин4.jpg


Эти строгие лестницы и таинственные закоулки:

арка.jpg


Ну да, первым перед загадкой меланхоличной души Турина остановился Джорджо де Кирико.
И именно Турин вдохновил его на знаменитые метафизические городские пейзажи:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ВОСКРЕСНАЯ ЖЕНЩИНА (1975) 650.jpg


Те странные пейзажи, что завораживают строгой безжалостной перспективой, стремящейся к голому горизонту с паровозиком:

кирико.jpg


Турин такой и есть - весь линейный, строгий и без вычур:

турин5.jpg


Но со времён де Кирико в Турин больше не влюблялись - как, скажем, все легко влюбляются в Венецию или Рим.

Турин так и остался вещью в себе.
Ему к лицу таинственные истории, странные персонажи и темы в миноре.

Кстати, музыку к фильму написал Эннио Морриконе – и музыку отличную.

Как по нотам туринский детектив разыграли и звёзды мирового кино – Марчелло Мастроянни, Жан-Луи  Трентиньян и Жаклин Биссет:

постер3.jpg


И всё в пастельных тонах, с безупречно выдержанным дизайном роскошных интерьеров – высший свет таки выглядит шикарно, сколько над ним не насмехайся:

интрьер.jpg


Пусть в Турине, когда идёшь, всегда кажется,  что стоишь на месте – но у каждой загадки таки есть разгадка.
А детективу разгадка  положена самая неожиданная.
Так и будет.
Ни за что не догадаетесь, в чём там дело и кто виноват.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Спасибо jananov , сообщила, что сегодня у Инны именины – 2 февраля А я их никогда не запоминаю) Тёзка vera_vs с праздником нас и других Инн. ...
«Быстро поднятая еда не считается упавшей». Правильно? Ну, упал у тебя на пол кусок хлеба или курицы – дома поднял или не поднял, в зависимости от настроения, в кафе или столовой – выкинул, потому что пол там пыли последний раз еще в день открытия. Но американские ученые решили пойти ...
Современная леди – кто она? Вообще, есть ли нынче леди в природе? Сложно ответить за весь мир, но есть некая надежда, что даже в Америке найдётся женщина, и не одна, которая по всем признакам окажется леди. В России, к сожалению, претендующих на сей социальный титул не так много. Но ...
К моему вящему удивлению, старый конь все еще может пахать, то есть писать интересно и хорошо. Это такая очень-очень твердая НФ. Собственных прорывных идей там, конечно, нет. Так, меланж из всего, надерганного у фантастов классического периода, но с точки зрения литературной очень ...
Пора бы уже сменить приоритеты в обращении «москвичи и гости столицы». Начинать стоит все же с гостей. Я не жалуюсь и не ксенофобствую, я просто констатирую факт. Москва действительно притягивает туристов: только в прошлом году к нам приехало почти в полтора раза больше гостей, чем офици ...