Свобода воли.


Свобода воли.
Вот же прицепилась эта тема, как банный лист. Какая нахрен свобода воли?! Ладно, без эмоций - поговорим о так называемой "свободе воли". Поговорить это пожалуйста, можно и нужно, но не слов ради, а для понимания сути проблемы. А проблема из-за подмены.
Нарратив состоит из двух частей. А то, что соединяемые
части не совместимы в принципе догадаться сложно? Но почему-то это
ложное понятие всех устраивает и все им пользуются. Возьму для
размышления вторую часть, сделав её главной, в то время как свобода
побудет второстепенной. Свободным является пространство внутри
которого совершается структуризация и оформление материи.
Воля - это энергия, её сила и направленность. Но не абы какая
энергия, а сознательная. То есть, воля является актом сознания,
трансформирующимся в материальный акт, воздействующий на бытие.
Говоря о воле подразумевается наличие субъекта, воздействующего при
помощи волевых актов на объекты физической реальности или на других
субъектов, носителей иных воль. У природных явлений космического и
планетарного масштаба имеется воля? А как у этих сил с
субъектностью? У животных, растений, насекомых, микроорганизмов?
Неужели найдётся кто-то, кто будет утверждать её наличие в
вышеперечисленном? Тогда применительно к чему, а точнее - кому, мы
используем это понятие? Исключительно применимо к человеку,
имеющему субъектность. Но и тут нужно внимательно рассмотреть её
место привязки. Человеческий организм не обладает волей, как и
любая форма животного происхождения. И духовный человек не является
носителем воли, тем более её обладателем. Духовность изрекает: на
всё воля Божия; не моя воля, а Твоя. Просветление, как мы это видим
на примерах духовных Учителей и Мастеров, святых происходит в
случаях обретения ясности и спокойствия ума, чистоты помыслов,
чувств, речей, простоты их жизни, мудрость приходит в результате
глубоких размышлений и жизненного опыта, а блаженство даруется за
счёт смирения, не стяжания, отречения от личной воли, желаний,
эгоистической мотивации. Свобода и воля не совместимы. А любовь и
воля, покой и воля? Почему-то не возникло понятие «любовь воли»,
«покой воли», а свободу лепят к чему угодно. Тут по поводу мастеров
возможно возражение в виде уточняющего вопроса - а как же Гурджиев,
Блаватская, Кастанеда, разного рода и уровня йоги, шаолиньские
монахи, они, в таком случае, не просветлённые, если шли по пути
Силы и обладали волей? Ответ: а с какой стати их причислять к
просветлённым? Идущие по пути Силы становятся обладателями
сверхспособностей (сидхи), магического могущества, эзотерических и
оккультных знаний и умений. Различные йоги и маги - это воины, их
постижения связаны с их достижениями, но найдите у Кастанеды или
Гурджиева любовь, покой и блаженство. Сказки о Силе есть, указания
на Путь Сердца есть, понятие безупречности тоже есть, как о цели и
средстве, но знания и могущество не обязательное условие обретения
любви - безусловного принятия, скорее отрицательное.
Так у кого и где имеет место быть воля? Личность -
обладатель воли. Нет личности, нет и воли. Ибо воля не является
присущей всему живому, а относится к проявлениям человеческих
качеств, и укоренена непосредственно в личности.
Воля, являясь проявлением Силы, производит действие, которое
подразумевает и наличие цели, и желание результата. Значит, воля
основывается на желании/стремлении/стимуле/интересе, то есть на
обладании/достижении, плюс потребности. Повторюсь для закрепления,
что, будучи проявлением силы она является продуктом сознательной
деятельности. Самосознание совершает волевой акт. Поэтому говорить
о воле допустимо только в контексте личности, и тогда определять её
как своеволие. А вот сила воли не противоречивое понятие, это
психическая энергия, такое же проявление, как и физическая сила,
сила мысли, сила желания. У человека может быть сильная или слабая
воля, он может быть волевым или безвольным, но отношения к свободе
это не имеет.
При таком взгляде, что за хрень - воля Неба? А воля
хлеба, нет, не сойдёт? Какая такая воля у Неба и откуда ей взяться?
Имеется в виду Небо как Небесные силы, в виде аллегории.
Религиозное переживание и представление в образе Неба. Ну разве что
как художественный образ или философское абстрактное понятие. У
ветра, солнца, земли, воды есть сила, но нет воли. Энергия есть у
всего проявленного, но не нужно всё сущее наделять и способностью к
воле. "Воля Бога" - это про что? Про отвлечённое, абстрактное,
обобщённое? А есть ли Бог? Если да, то обладает ли Он Волей? Так
Бог - это Любовь, Свобода или Воля? Святой дух обладает
божественной волей или по сути и от формы свободен? Что касается
религиозных верований и идей, то там можно отыскать понятие
личностного бога, неких персоналий, называемых божествами. В таком
случае всё становится по местам, появляется возможность подвязать
волю, при этом уменьшив степень божественной свободы. Взять то же
язычество, хоть греческое, египетское, хоть индуистское или
тихоокеанское. В простых формах ранних религий каждое природное
явление персонализировалось, создавался сугубо человеческий, или же
половинчатый образ (животно-человеческий), или совсем уж
фантастический образ божества. У богини может быть шесть рук, но
сиськи и чрево женской человеческой особи, летающий ящер о трёх
головах. А уж греки, изображая божеств, так просто копировали
людей, наделяя их человеческими качествами. Люди созданы по образу
и подобию богов - общеупотребляемая банальность в среде
философствующих эстетов. Увольте, скорее ведь обратное - боги
созданы людьми такими, какими они могут быть воображаемы людьми,
чтобы быть доступными для понимания и с ними можно было бы вступать
в отношения. Какими мы видим Зевса, Ареса, Геру, Афродиту,
Аполлона? В такой себе совершенной телесной форме, в человеческом
облике, с присущими людям качествами, так почему бы им не обладать
волей, а заодно и всем набором эмоций, проявлений. Да и Христос,
Иисус который, зачат как бы непорочно, а рождён-то вполне
физиологично, и позже наречён или возведён в ранг Богочеловека, ибо
единородный Сын Божий, но таким образом являющийся для христиан
личностным Богом, очеловеченным. Он каждого и услышит, и утешит,
простит грехи, проявив милость, сострадание и любовь. Имелась и у
него воля, пока на кресте не осознал, что нет его воли, только на
всё Воля Бога, и во всём. Глубокие слова, выстраданная мудрость на
грани истины. А кем для сына является его Бог? Отцом. Опять же
персонификация. Ассоциация и аллегория, возразят мне, ибо как иначе
выразить и передать невыразимое. А я что, я соглашаюсь. Приемлемо
как аллегория. И сам обращаюсь к Богу не как к абстракции и
Абсолюту, а как к чему-то, что будучи Высшим, способно среди
бесчисленных космических звёздных песчинок выделить земную песчинку
с условиями для биологической жизни, и среди огромного количества
живых существ выделить человекообразных, и что совсем удивительно,
среди массы людской отыскать мой сомневающийся ум и верующее
сердце, да и находиться в контакте со мной, слышать мои молитвы,
призывы, откликаться на мою нужду.
Но вернусь к простым примерам. Есть расхожее выражение: "воля
к жизни". К кому его допустимо применять? "Воля к жизни"
свойственна растениям или животным? Нет же. Они питаются и
управляются жизненной энергией, проявляющейся посредством программ
и механизмов известных как инстинкты. Инстинкт самосохранения,
выживания, размножения, борьбы за доминирование. Инстинкт жизни -
это наличие и проявление силы, жизненной энергии, но без помощи
всякой личной воли. Есть силы и возможности, здоровье и условия -
живёшь, нет - погибаешь. Кошкин бог и его воля, что ли, определяют,
жить конкретной кошке или умереть? У кошки есть морально-волевые
качества? Можно, конечно, обладая воображением, нафантазировать и
приписать свои фантазии другим живым существам, предметам и
природным явлениям, что и свойственно людям. А людям, в подавляющем
большинстве, свойственно самомнение и своеволие, в большой
степени.
Затрону ещё один аспект, характеризующий волю. Она бывает
доброй и злой. Слышали? И тут говорить можно бесконечно долго.
Опять же, понятия добра и зла кому свойственны, кого донимают? У
неба и земли, у животных и растений нет морали. Моральные категории
относятся к личности. Вне личности, её отношения к чему-либо,
межличностных отношений и связей, вне социума нет необходимости в
морали. Может, Бог морален? А это зависит от человека, его
наклонностей и потребностей. Кришна в Бхагават-гита выглядит
аморально и совершает аморальные поступки с точки зрения моралиста
и гуманиста. Бог учит людей добру и требует их быть моральными,
если они хотят и стремятся быть людьми, при том, что сам Бог
трансцендентен, над понятиями о добре и зле, Он свободен от морали,
законов, воли и выбора. Потому что свободен. А человеку дано право
мечтать о свободе, стремиться к оной, говорить об ейной, но не быть
свободным. Если идти в направлении "свобода для", то это духовный
путь освобождения, а если в обратном направлении "свобода от", то
это путь расчеловечивания, превращение людей в животных, зомби,
машины.
Итак, воля относится к разряду личностных качеств и присуща
только человеку. Но духовный искатель разве остановится на полпути?
А что с личностью? Неужто личность самодостаточна, независима от
других, от обстоятельств, условий внешней среды, от индивидуальных
особенностей организма, от социума? Личность появляется,
формируется и развивается в социуме, вне которого не может
возникнуть. Личность - это конструкция, надстройка, но не базис.
Она является, если в двух словах, образом себя. Духовный искатель
неизбежно приходит к видению иллюзорной природы личности и мира. Уж
если и личности на самом деле нет, окромя как в нашем уме,
генерирующем представления, то о какой личной воле ведутся речи на
протяжении тысячелетий? Да разве что болтовня ума, ради поддержания
устойчивой картины мира, образа себя и нескончаемых попыток этот
образ удачно впихивать в картину мира, ища своё место и пробуя
различные роли. Наличие сильной воли даёт преимущества в мирской и
в магической деятельности, являясь мощным инструментом на пути
становления и достижений, но что касается самопостижения и
самораскрытия, то воля из достоинства и преимущества превращается в
преграду.
6 декабря 2024
