Сверхзвуковой Нестеров
vikond65 — 28.11.2023Общеизвестно, что первый в истории воздушный таран совершил в начале Первой мировой войны русский летчик штабс-капитан Петр Нестеров, сбивший австрийский двухместный разведчик. При этом сам Нестеров погиб. Но гораздо менее известно, что первый в мире таран на реактивном сверхзвуковом самолете осуществил тоже русский - капитан Геннадий Елисеев, а произошло это ровно 50 лет назад, 28 ноября 1973 года.
В начале 1970-х США с помощью своего тогдашнего союзника - шахского Ирана осуществляли тайную разведоперацию "Темный Ген" (Dark Gene) с целью обнаружения и определения характеристик советских систем ПВО в Закавказье. В операции были задействованы иранские разведывательные "Фантомы" RF-4C со смешанными экипажами.
Эти машины неоднократно вторгались в советское воздушное пространство, вынуждая включать радары и засекая их местоположение. Вторжения происходили на небольшую глубину, поэтому наши не успевали поднять перехватчики и догнать нарушителя, прежде чем он уходил за линию границы. Но в тот день очередной "Фантом" зашел слишком далеко и был атакован взлетевшим по тревоге истребителем МиГ-21СМ капитана Елисеева. Всего было поднято три истребителя, но остальные два не успели прибыть в точку перехвата.
В произошедшем затем поединке до сих пор много неясного, поскольку материалы расследования все еще засекречены. В опубликованной информации говорится, что Елисеев, получив приказ уничтожить нарушителя, выпустил по нему одну за другой две ракеты К-13, но обе они либо промахнулись, либо не сработали, либо - были уведены в сторону запущенными "Фантомом" тепловыми ловушками.
Вообще, под крылом МиГ-21СМ укреплены четыре пилона подвески вооружения, соответственно, он может нести четыре ракеты, но почему-то Елисеев запустил только две. Непонятно, были ли у него еще ракеты. Помимо ракет, на "Миге" стояла двуствольная 23-миллиметровая пушка ГШ-23Л, но, опять таки, по непонятной причине Елисеев ее не задействовал. Возможно, она была неисправна. Таким образом, капитан оказался безоружным перед врагом, как Нестеров в 1914 году.
Дальнейшее развитие событий в разных источниках выглядит довольно противоречиво. Одни пишут, что летчик получил с земли категоричный приказ "Сбить любой ценой!", прямо вынуждающий его к тарану. Другие - что Елисеев сам запросил по радио разрешение на таран, причем он повторил запрос дважды, прежде чем получил согласие.
В это время "Фантом" с "Мигом" на хвосте уже приближался к советско-иранской границе. Не позволяя врагу ее пересечь, Елисеев над советской территорией таранил "Фантом", законцовкой крыла срезав ему киль. По другим данным, летчик не рассчитал траекторию и ударил врага фюзеляжем. Разведчик потерял управление и рухнул на землю, но экипаж - иранский летчик Мохаммед Шокуния и полковник ВВС США Джон Сондерс успел катапультировться и был схвачен нашими пограничниками при попытке перейти границу.
А МиГ еще некоторое время летел со снижением, пока не врезался в гору. По неизвестной причине Елисеев катапультой не воспользовался. Уже через несколько дней ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. А пленный экипаж всего через 16 дней вернулся в Иран. Можно только гадать, что стало условием их столь быстрого освобождения. Возможно, их обменяли на каких-то арестованных советских разведчиков, но это лишь гипотеза.
На заставке - картина современного художника, представляющая таран Елисеева, точнее, одну из версий этого тарана, согласно которой он ударил "Фантом" законцовкой крыла по килю. В изображении "Мига" художник допустил ошибку, нарисовав ему лишь два подкрыльевых пилона.
Капитан Елисеев и МиГ-21СМ. Хорошо видны четыре подвески под крылом и подфюзеляжная двуствольная пушка ГШ-23Л.
Иранский разведывательный "Фантом" RF-4C.
|
</> |