Сувениры из Марокко
vikond65 — 27.05.2021Ровно 95 лет назад, 27 мая 1926 года сдался в плен блокированный в своем убежище президент Конфедеративной Республики Риф Абд аль-Карим аль-Хаттаби. Его капитуляцией завершилась так называемая Рифская война, в ходе которой арабские племена Северо-Западной Африки не только сформировали свое государство, но и почти шесть лет успешно противостояли европейским колонизаторам, вооруженным новейшим оружием и военной техникой.
А на начальном этапе боевых действий берберам Абд-аль-Карима удалось наголову разгромить испанскую армию и освободить почти всю территорию Марокко. Только подавляющее численное и техническое превосходство, а также - массированное применение химического оружия, против которого у арабов не было никакой защиты, позволило колонизаторам в конечном итоге выиграть войну.
К 1925 году испано-французские "прогрессоры" сосредоточили против Республики Риф 265 тысяч солдат и офицеров, сотни орудий, десятки танков и 150 боевых самолетов, включая тяжелые бомбардировщики. Арабы смогли противопоставить этому лишь около 80 тысяч бойцов, вооруженных только стрелковым оружием и несколькими трофейными пушками.
Тем не менее, победа над Рифом досталась испанцам и французам очень недешево. Испанская армия потеряла убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести 18 тысяч человек, из них более половины - в июле-августе 1921 года, во время так называемой "Ануальской катастрофы". Безвозвратные потери французов, вступивших в войну значительно позже, составляли 10 тысяч убитых, умерших и пропавших без вести. Арабы же потеряли безвозвратно примерно 10 тысяч человек, то есть, почти в три раза меньше, чем европейские захватчики.
Надо заметить, что за 60 лет до Рифской войны, едва не приведшей к полному изгнанию испанцев из Африки, испанская армия относительно легко и быстро добилась победы над теми же марокканцами. Однако к началу ХХ века деградация бывшего мирового гегемона дошла до такой степени, что даже босоногие племена со старыми ружьями стали для нее непосильным противником.
Без помощи Франции Испания с ними бы уже не справилась. Сик транзит глория мунди, как говорили в Древнем Риме. На заставке - испанские солдаты в Марокко во время Рифской войны проходят ритуал целования знамени. Полотнище держит молодой генерал Франсиско Франко, которого впереди ждало много интересного.
Рифские воины, сумевшие в 1921 году нанести сокрушительное поражение испанской армии.
Отряд марокканцев в походе.
Президент Конфедеративной Республики Риф кади Абд эль-Карим. Единственный лидер непризнанного мусульманского государства, чей портрет был помещен на обложке журнала "Тайм" с подписью "Он умеет говорить с Аллахом".
Схема "Ануальской катастрофы". Зелеными стрелами показаны удары армии Абд эль-Крима, красными пунктирными стрелами - отступление испанской армии, красными кругами в зеленой окантовке - испанские крепости, захваченные марокканцами. Сплошной красной линией отделен участок побережья, который испанцам удалось удержать.
Солдаты испанского "Африканского легиона", набранного из марокканских коллаборационистов.
Испанцы обороняют блокпост.
Испанская артиллерия ведет огонь по марокканцам.
Эвакуация испанских раненых солдат на вьюках.
Раскрашенная фотография испанского солдата Рифской войны и картина Аугусто Феррер-Дальмау "Капитан Аренас", изображающая отважного капитана, погибшего при обороне крепости Монте Арруит вместе со всеми своими солдатами.
9 августа 1921 года крепость после двухнедельной осады капитулировала перед марокканцами, которые перебили большинство пленных, оставив в живых лишь тех, за кого можно было получить крупный выкуп. В Монте-Арруите погибло свыше трех тысяч испанских солдат и офицеров.
Ворота Монте-Арруита после того как испанцы в ноябре 1921-го с большим трудом отбили крепость. Марокканцы не хоронили тела врагов, оставляя их гнить там, где они были убиты. Далее - еще несколько фотоснимков, сделанных в Монте-Арруите и его окрестностях по окончании боев.
Этот фотоснимок сделан примерно с той же точки, с которой Феррер-Дальмау нарисовал портрет капитана Аренаса. Обратите внимание на ворота крепости на заднем плане.
Капеллан читает заупокойную молитву над телами убитых солдат.
Урожай войны.
Испанцы не оставались в долгу, стараясь не уступать в зверствах своим противникам. На фото - испанские солдаты позируют с отрубленными головами марокканцев.
Испанские карикатуры времен Рифской войны. "Дядя Вова, это же оголтелый расизм", как сказал персонаж одного известного фильма.
Испанские пулеметные танки французского производства "Рено" FT-17 в Марокко.
Испанский броневик на улице Мелильи.
Танковый отряд форсирует реку.
Перелом в войне наступил, когда в нее вступила Франция, начав массированные воздушные бомбардировки. На снимке - французский легкий бомбардировщик "Бреге-14", подбитый ружейно-пулеметным огнем в ходе боевого вылета против марокканцев.
Французский тяжелый бомбардировщик "Фарман-Голиаф". Такие машины, способные нести более тонны боевой нагрузки, в 1925-26 годах безнаказанно засыпали марокканцев фугасными и химическими (ипритными) бомбами. "Фарманы" бомбили с больших высот, где их не доставали винтовки и пулеметы. Арабы, не имевшие ни авиации, ни зенитной артиллерии, ничего не могли этому противопоставить.
Французская почтовая открытка с подписью "Сувенир из Агураи". Агураи - городок в Марокко, захваченный тиральерами в ходе Рифской войны. Подобные "сувенирные" открытки французы присылали не только из Марокко, но и из Индокитая.
Вообще, несмотря на все достижения цивилизации и культуры, у них до недавних времен сохранялся какой-то странный дикарский культ отрубленных голов, а вплоть до конца 1930-х годов практиковались публичные казни на гильотине. Даже не знаю, чем это можно объяснить.
|
</> |