Существует ли городская цивилизация?
anlazz — 17.11.2023 Интересно: на фоне попыток понять - в чем же причина текущего демографического кризиса, плавно съезжающего в катастрофу - неожиданно пришел к парадоксальной мысли. А именно: к мысли о том, что реально "городская цивилизация", как таковая еще не состоялась! Да, именно так - как не парадоксальным покажется все это на фоне текущих мегалополисов-супергородов, пухнущих от населения как на дрожжах! Да и вообще, практически вся "человеческая история" (писаная) - это история городов. Рим, Афины, Вавилон, Иерусалим, Урук и все прочее, что мы знаем про тот же Древний Мир - это жизнь городов. (Только Египет, "почему-то", вошел в историю, как страна.) Да и Средние Века дадут нам, прежде всего, "городскую историю" - от Византии с ее Константинополем до Венеции и Флоренции, а так же Парижа с его мессой...То есть, городов в истории более, чем достаточно - и "вдруг": городская цивилизация не состоялась! Но на самом деле тут никакого парадокса нет. Дело в том, что те города, которые мы знаем - от Лагаша до Нью-Йорка - этой самой "городской цивилизацией" не являлись и не являются. Почему? Да потому, что это были или "усиленные" сельские поселения, которые "городской статус" получили исключительно благодаря наличию стен. (Собственно, когда говорят о "городской революции" VI-IV тысячелетия до Р.Х., то имеют в виду именно указанный момент: появление массивных сооружений, прежде всего, оборонительных.) В то время, как население этих "городов" жило тем же самым сельским хозяйством, что господствовало и ранее, во времена небольших поселков.
Или же "города прошлого" являли собой центры господства власти - можно сказать, "расширенный вариант" царского дворца, как такового. (Сам же "царский дворец" был, кстати, изначально чем-то средним между хранилищем запасов, храмом и казармой.) То есть, место обитания царя, жрецов, чиновников, которые "обслуживали" предыдущие категории (определяя изъятие прибавочного продукта у производителей и распределяя его), а так же "силового аппарата", необходимого для защиты всего этого. Проще говоря: "город" отнимал продукт у селян, и тратил его на себя и на войну с соседями.
Ну, и третий вариант - это "смягченный" вариант второго: город - торговый центр. То есть, прибавочный продукт сюда везли добровольно, для обмена на прибавочный продукт других производителей, ну, и понятно, что часть (порой значительная) его оседала у посредников. Впрочем, чаще всего обмен был "добровольно-принудительный": чиновничество отчуждало "лишнее" у крестьян, и "пускало в оборот". (То, что в начале идет государственный аппарат и его возможность обеспечения "эталона обмена" - денег, даже если последние имеют вид "бушеля зерна" или шкурки животного - а уж потом растет торговля, в общем-то, истина общеизвестная.)
В любом случае город практически всю свою историю почти ничего "городским способом" не производил - а лишь распределял то, что сделали крестьяне. (Ремесленники составляли, как правило, не слишком большое число горожан при том, что самих горожан было несоизмеримо мало по сравнению с селянами.) И лишь с началом индустриализации положение начало меняться. В том смысле, что, во-первых, количество горожан начало расти, приближаясь к числу сельских жителей. (В то время, как еще в 1800 году доля городского населения составляла... 3%. Еще раз: уже были сделаны почти все географические открытия, произошла Великая Французская Революция, установлены "законы Ньютона" и началось массовое использование паровых машин - а большая часть людей еще жила в деревне. Так же, как во времена неолита. Только в самых развитых странах - вроде Великобритании - число горожан превышало 15%.)
Ситуация начала меняться лишь с начало индустриализации. В том смысле, что, во-первых, доля горожан начала расти: скажем, к 1870 году в той же Британии в городах с населением более 20 тыс. человек - то есть, не в "сельских местечках", бывших городом лишь административно - проживало 38% населения. (Но, опять же, это только в Британии - в других странах даже близко к этому уровню не подходили.) Ну, а во-вторых, началось изменение "городской роли" - город из места перераспределения ресурсов (добровольного и не очень) начал превращаться в место реального производства.
Собственно, именно с этого момента - с условных 1830-1850 годов - и можно говорить о зарождении "городской жизни" в полноценном виде. Точнее, конечно - о попытке зарождения, но и это немало на фоне сказанного выше. (Того, что ранее "город, как таковой" вообще не существовал - была лишь надстройка над "сельской жизнью", причем надстройка, в значительной мере, паразитическая.) Впрочем, понятно, что "ничего хорошего" с первого раза получиться не могло. Так и "индустриальный город", возникший в середине позапрошлого столетия, по существу своему был очень и очень "странным" местом.
А точнее, не просто "странным" - а "плохим местом" почти для всех, кто туда попадал. Можно даже сказать, рукотворным "филиалом Ада" - как тогда ЭТО и воспринималось. Потому, что главной особенностью "городской жизни" позапрошлого века было страдание большинства. Ну да: рабочие жили не просто плохо - их жизнь была, буквально, насыщена самым настоящим Инферно, по сравнению с коим "полотна Босха" и стихи Алигъери выглядят тускло. Потому, что, во-первых, работали эти рабочие в очень плохих условиях: в жару (паровые машины - как основа энергетики), в полутьме (нормальных ламп еще не было), в тесноте (экономия - это все!), в зловонии (паровые машины, различные реактивы, металлическое литье и т.д.) ну и т.п.
Собственно, не даром тот же Уэльс в своей антиутопии "Машина времени" вывел рабочих под видом "морлоков" - реально адских существ, эквивалентных своим условиям жизни. (Про то, как он "обратил" взаимоотношение пролетариата и хозяев, надо говорить отдельно.) Потому, что для британца конца 19 века понимание того, что "заводы - это Ад" было более, чем понятным. (И не для британца - тоже.) Ну, и да: вне заводов жизнь рабочих была не много лучше. Плохое тесное жилье, скудное питание, алкоголизм, драки, ранняя смерть от плохих условий труда - тут был целый "адский коктейль".
Благодаря которому город вынужден был постоянно "всасывать" все новые и новые рабочие силы из сельской местности. Да, даже тогда - в конце XIX начале XX столетий - город "не размножался" и даже "не воспроизводился". Рожали, конечно, по 3-5 детей, но, во-первых, эти дети мерли еще сильнее, нежели на селе. А, во-вторых, сами рабочие - см. указанное выше - жили очень и очень недолго. Например, на "химически активных производствах" - скажем, при выделке кож или окраски тканей - время "активной жизни" не превышало 5-7 лет. (То есть, устраивался человек красильщиком - а через 7 лет "сыграл в ящик" от поражения легких.) На этом фоне какое может быть воспроизводство?
Впрочем, что тут говорить о рабочих, если даже мелкие служащие существовали в это время в достаточно "специфических условиях". ("Преступление и наказание" помните. А ведь там описана жизнь дворянина!) Поэтому неудивительно, что самой большой мечтой большей части "городских жителей" тогда было... свалить прочь из этого ада. (Недаром там, где возможно, возникает "феномен дач" - то есть, "временных поместий" для отдыха. Кстати, не только в России - во Франции и даже Британии это так же было. Другое дело, что в России из-за большого количества земли дачи были достаточно доступны даже для небогатых служащих.)
В любом случае считать "индустриальный город образца 1900 года" какой-то "отдельной сущностью", так же, ИМХО, невозможно: так же, как и раньше, он мог существовать, только "высасывая силы" из села. Только если ранее это были "силы экономические" - проще говоря, отнятые у крестьянина продукты - то теперь это стали "силы жизненные". То есть, множество молодых - это обязательно - людей, готовых на все ради химеры "хорошей жизни". (Именно "химеры", фантома - потому, что большая часть их получала вместо этой жизни раннюю смерть. Более раннюю даже, нежели была нормой в "тогдашней" нищей деревне!)
Кстати, это положение сохраняется и до сих пор - ну да, со смертью стало лучше (в смысле, меньше), но не суть важно. Однако об этом - а так же много о чем еще - будет сказано уже в следующем посте.
|
</> |