Существует ли городская цивилизация?

топ 100 блогов anlazz17.11.2023 Интересно: на фоне попыток понять - в чем же причина текущего демографического кризиса, плавно съезжающего в катастрофу - неожиданно пришел к парадоксальной мысли. А именно: к мысли о том, что реально "городская цивилизация", как таковая еще не состоялась! Да, именно так - как не парадоксальным покажется все это на фоне текущих мегалополисов-супергородов, пухнущих от населения как на дрожжах! Да и вообще, практически вся "человеческая история" (писаная) - это история городов. Рим, Афины, Вавилон, Иерусалим, Урук и все прочее, что мы знаем про тот же Древний Мир - это жизнь городов. (Только Египет, "почему-то", вошел в историю, как страна.) Да и Средние Века дадут нам, прежде всего, "городскую историю" - от Византии с ее Константинополем до Венеции и Флоренции, а так же Парижа с его мессой...

То есть, городов в истории более, чем достаточно - и "вдруг": городская цивилизация не состоялась! Но на самом деле тут никакого парадокса нет. Дело в том, что те города, которые мы знаем - от Лагаша до Нью-Йорка - этой самой "городской цивилизацией" не являлись и не являются. Почему? Да потому, что это были или "усиленные" сельские поселения, которые "городской статус" получили исключительно благодаря наличию стен. (Собственно, когда говорят о "городской революции" VI-IV тысячелетия до Р.Х., то имеют в виду именно указанный момент: появление массивных сооружений, прежде всего, оборонительных.) В то время, как население этих "городов" жило тем же самым сельским хозяйством, что господствовало и ранее, во времена небольших поселков.

Или же "города прошлого" являли собой центры господства власти - можно сказать, "расширенный вариант" царского дворца, как такового. (Сам же "царский дворец" был, кстати, изначально чем-то средним между хранилищем запасов, храмом и казармой.) То есть, место обитания царя, жрецов, чиновников, которые "обслуживали" предыдущие категории (определяя изъятие прибавочного продукта у производителей и распределяя его), а так же "силового аппарата", необходимого для защиты всего этого. Проще говоря: "город" отнимал продукт у селян, и тратил его на себя и на войну с соседями.

Ну, и третий вариант - это "смягченный" вариант второго: город - торговый центр. То есть, прибавочный продукт сюда везли добровольно, для обмена на прибавочный продукт других производителей, ну, и понятно, что часть (порой значительная) его оседала у посредников. Впрочем, чаще всего обмен был "добровольно-принудительный": чиновничество отчуждало "лишнее" у крестьян, и "пускало в оборот". (То, что в начале идет государственный аппарат и его возможность обеспечения "эталона обмена" - денег, даже если последние имеют вид "бушеля зерна" или шкурки животного - а уж потом растет торговля, в общем-то, истина общеизвестная.)

В любом случае город практически всю свою историю почти ничего "городским способом" не производил - а лишь распределял то, что сделали крестьяне. (Ремесленники составляли, как правило, не слишком большое число горожан при том, что самих горожан было несоизмеримо мало по сравнению с селянами.) И лишь с началом индустриализации положение начало меняться. В том смысле, что, во-первых, количество горожан начало расти, приближаясь к числу сельских жителей. (В то время, как еще в 1800 году доля городского населения составляла... 3%. Еще раз: уже были сделаны почти все географические открытия, произошла Великая Французская Революция, установлены "законы Ньютона" и началось массовое использование паровых машин - а большая часть людей еще жила в деревне. Так же, как во времена неолита. Только в самых развитых странах - вроде Великобритании - число горожан превышало 15%.)

Ситуация начала меняться лишь с начало индустриализации. В том смысле, что, во-первых, доля горожан начала расти: скажем, к 1870 году в той же Британии в городах с населением более 20 тыс. человек - то есть, не в "сельских местечках", бывших городом лишь административно - проживало 38% населения. (Но, опять же, это только в Британии - в других странах даже близко к этому уровню не подходили.) Ну, а во-вторых, началось изменение "городской роли" - город из места перераспределения ресурсов (добровольного и не очень) начал превращаться в место реального производства.

Собственно, именно с этого момента - с условных 1830-1850 годов - и можно говорить о зарождении "городской жизни" в полноценном виде. Точнее, конечно - о попытке зарождения, но и это немало на фоне сказанного выше. (Того, что ранее "город, как таковой" вообще не существовал - была лишь надстройка над "сельской жизнью", причем надстройка, в значительной мере, паразитическая.) Впрочем, понятно, что "ничего хорошего" с первого раза получиться не могло. Так и "индустриальный город", возникший в середине позапрошлого столетия, по существу своему был очень и очень "странным" местом.

А точнее, не просто "странным" - а "плохим местом" почти для всех, кто туда попадал. Можно даже сказать, рукотворным "филиалом Ада" - как тогда ЭТО и воспринималось. Потому, что главной особенностью "городской жизни" позапрошлого века было страдание большинства. Ну да: рабочие жили не просто плохо - их жизнь была, буквально, насыщена самым настоящим Инферно, по сравнению с коим "полотна Босха" и стихи Алигъери выглядят тускло. Потому, что, во-первых, работали эти рабочие в очень плохих условиях: в жару (паровые машины - как основа энергетики), в полутьме (нормальных ламп еще не было), в тесноте (экономия - это все!), в зловонии (паровые машины, различные реактивы, металлическое литье и т.д.) ну и т.п.

Собственно, не даром тот же Уэльс в своей антиутопии "Машина времени" вывел рабочих под видом "морлоков" - реально адских существ, эквивалентных своим условиям жизни. (Про то, как он "обратил" взаимоотношение пролетариата и хозяев, надо говорить отдельно.) Потому, что для британца конца 19 века понимание того, что "заводы - это Ад" было более, чем понятным. (И не для британца - тоже.) Ну, и да: вне заводов жизнь рабочих была не много лучше. Плохое тесное жилье, скудное питание, алкоголизм, драки, ранняя смерть от плохих условий труда - тут был целый "адский коктейль".

Благодаря которому город вынужден был постоянно "всасывать" все новые и новые рабочие силы из сельской местности. Да, даже тогда - в конце XIX начале XX столетий - город "не размножался" и даже "не воспроизводился". Рожали, конечно, по 3-5 детей, но, во-первых, эти дети мерли еще сильнее, нежели на селе. А, во-вторых, сами рабочие - см. указанное выше - жили очень и очень недолго. Например, на "химически активных производствах" - скажем, при выделке кож или окраски тканей - время "активной жизни" не превышало 5-7 лет. (То есть, устраивался человек красильщиком - а через 7 лет "сыграл в ящик" от поражения легких.) На этом фоне какое может быть воспроизводство?

Впрочем, что тут говорить о рабочих, если даже мелкие служащие существовали в это время в достаточно "специфических условиях". ("Преступление и наказание" помните. А ведь там описана жизнь дворянина!) Поэтому неудивительно, что самой большой мечтой большей части "городских жителей" тогда было... свалить прочь из этого ада. (Недаром там, где возможно, возникает "феномен дач" - то есть, "временных поместий" для отдыха. Кстати, не только в России - во Франции и даже Британии это так же было. Другое дело, что в России из-за большого количества земли дачи были достаточно доступны даже для небогатых служащих.) 

В любом случае считать "индустриальный город образца 1900 года" какой-то "отдельной сущностью", так же, ИМХО, невозможно: так же, как и раньше, он мог существовать, только "высасывая силы" из села. Только если ранее это были "силы экономические" - проще говоря, отнятые у крестьянина продукты - то теперь это стали "силы жизненные". То есть, множество молодых - это обязательно - людей, готовых на все ради химеры "хорошей жизни". (Именно "химеры", фантома - потому, что большая часть их получала вместо этой жизни раннюю смерть. Более раннюю даже, нежели была нормой в "тогдашней" нищей деревне!)

Кстати, это положение сохраняется и до сих пор - ну да, со смертью стало лучше (в смысле, меньше), но не суть важно. Однако об этом - а так же много о чем еще - будет сказано уже в следующем посте.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
За годы активного блогерства я не раз сталкивался со следующим явлением. По профессии я историк и специализируюсь на истории древних славян и Руси, причём смею утверждать, весьма компетентный и востребованный (согласно РИНЦу индекс Хирша -10, согласно Гугл-Академии - 11, и это едва ли не ...
Из интервью полковника Росгвардии Александра Денисова: "Я много лет провёл на войнах, но наш противник на этой специальной военной операции меня удивил и поразил. — Чем? — Безжалостностью к своему собственному населению. Я был в Нагорном Карабахе, Сумгаите, Ереване и Спитаке, ...
Как либеральный политолог должен отвечать на вопрос, почему разговор МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОДЮСЕРА Пригожина и БЫВШЕГО члена Совета Федерации Ахмедова, в котором они кроют матами Путина, должен считываться как свидетельство того самого "раскола элит" и приближения той самой "табакерки"? Конечно, ...
В студенческие годы было такое выражение - "недоперепить". Это означало: выпил больше, чем мог, но меньше, чем хотел. Вспомнил об этом, правда, в другом контексте. У нашего президента уже была такая добрая инициатива с сострадательным обращением, которое явно отталкивается от ...
Министр юстиции ФРГ Кристине Ламбрехт хочет ввести наказание за сожжение флагов других стран. Об этом сообщает Mannheimer Morgen. По ее словам, во время митингов в Германии все чаще портят государственные флаги. "Это глубоко оскорбляет чувства многих граждан других стран", — ...