Sukhoi Superjet 100 и МС-21 как тени заката российского авиастроения
zloy_odessit — 28.12.2021
За три десятилетия своего существования Российская
Федерация смогла полностью, либо частично воплотить в жизнь всего
два проекта гражданской авиации — самолеты Sukhoi Superjet 100 и
МС-21. Причем второй как раз относится к категории
“частично”.
Дело в том, что в то время как Sukhoi Superjet 100 уже
доказал высокую аварийность и дефективность, став на международном
рынке отщепенцем, от которого отказывают немногие авиакомпании
купившие данные самолеты, МС-21 по-прежнему покоряет небесные
просторы лишь в режиме испытаний. Причем, даже для сертификации в
России самолет, серийное производство которого обещают каждый раз
на следующий год, не налетал необходимого количества
часов.
В октябре нынешнего года министр промышленности и
торговли Российской Федерации Денис Мантуров сообщил, что
сертификация МС-21 должна состояться в декабре 2021-го, но с
американским двигателем PW1400G. То есть с двигателем, которым этот
самолет из-за санкций не будет оснащаться и как следствие – не
будет выпускаться.
Тогда это сообщение вызвало, мягко говоря, шок, ведь
получалось, что с двигателем ПД-14 самолет будет сертифицирован не
раньше 2023-го, а серийное производство МС-21 должно будет
стартовать в 2027 году. То есть, десять лет спустя после объявления
первого обещания — фальстарта о серийном производстве в 2017
году.
Между тем, благодаря появившейся информации, до конца
2021-го МС-21 даже с двигателем PW1400G и крыльями из иностранных
композитов, которые уже в Россию из-за санкций не поставляются, не
успевает пройти сертификацию.
В свою очередь, тот факт что сертификация буксует и это
с учетом заложенных в проект агрегатов, у которых есть, скажем,
так, гарантия качества, Россия начинает форсировать сертификацию и
производство МС-21 с российским двигателем ПД-14 и композитными
материалами отечественного производства. В частности, говорится о
сертификации к концу 2022 года и начале производства в
2024-м.
Сроки, мягко говоря, нереалистичные, но с учетом того,
что МС-21 откладывают с 2017 года, а Sukhoi Superjet 100
превратился в самую настоящую антирекламу российского авиастроения,
не исключено, что историю с МС-21 попросту ускорят. Чем подобное
форсирование событий может завершиться, догадаться не
сложно.
Примечательно то, что все имеющиеся на сегодня заказы на
МС-21 поступили от государственных авиакомпаний и их дочерних
структур. То есть, на сегодняшний день на МС-21 нет ни одного
твердого заказа от иностранных компаний. Это в свою очередь говорит
о степени доверия к российской продукции с весьма сомнительной
надежностью и не менее сомнительными сроками производства, поставок
и в целом — будущего.
Эти самолеты миру не нужны и единственное место, где
могут быть востребованы, так это Россия, на страх и риск самих же
россиян.