Судебный поединок века и 5 фотомонтажей Хартфилда

топ 100 блогов maysuryan05.11.2024 Судебный поединок века и 5 фотомонтажей Хартфилда
Джон Хартфилд (1891—1968). «Боитесь ли вы моих вопросов, г-н министр-президент?». Известный коллаж, отражающий противостояние на процессе Димитрова и свидетеля обвинения Германа Геринга

4 ноября 1933 года состоялся судебный «поединок столетия». В зале Лейпцигского процесса сошлись двое: подсудимый, которому грозило обезглавливание по приговору суда – Георгий Димитров (1882–1949), будущий руководитель Коминтерна, и свидетель обвинения, один из фюреров Третьего рейха, Герман Геринг (1893—1946). Позднее, уже будучи на свободе, Димитров скажет:
«Мы не анархисты, и нам вовсе не безразлично, какой политический режим существует в данной стране: буржуазная диктатура в форме буржуазной демократии, хотя бы с самыми урезанными демократическими правами и свободами, или буржуазная диктатура в её открытой, фашистской форме. Являясь сторонниками советской демократии, мы будем отстаивать каждую пядь демократических завоеваний, которые рабочий класс вырвал годами упорной борьбы, и будем решительно драться за их расширение».
Конечно, в Третьем рейхе все демократические права стремительно сворачивались и отменялись. Но это был ещё только первый год существования нацистского государства, и некоторые судебные права нацисты ещё не успели отменить. И, защищаясь от обвинения в поджоге рейхстага, Димитров в полной мере использовал ещё сохранявшееся тогда в Германии право задавать вопросы свидетелю.
В какой-то момент своего допроса Геринг потерял самообладание и, потрясая кулаками в сторону подсудимого, выкрикнул:
— Ваша партия — это партия преступников, которую надо уничтожить!
Димитров невозмутимо отвечал:
— Известно ли господину премьер-министру, что эта партия, которую «надо уничтожить», является правящей на шестой части земного шара, а именно в Советском Союзе? (Геринг воскликнул: «К сожалению!»). И что Советский Союз поддерживает с Германией дипломатические, политические и экономические отношения, что его заказы приносят пользу сотням тысяч германских рабочих?
Тут не вытерпел уже председатель суда:
— Я запрещаю вам вести здесь коммунистическую пропаганду!
Димитров парировал:
— Господин Геринг ведёт здесь национал-социалистскую пропаганду!

Судебный поединок века и 5 фотомонтажей Хартфилда
Борис Ефимов (1900—2008). Обвинитель... и обвиняемые. 1933

И продолжил, обращаясь к Герингу:
— Это коммунистическое мировоззрение господствует в Советском Союзе, в величайшей и лучшей стране мира, и имеет здесь, в Германии, миллионы приверженцев в лице лучших сынов германского народа. Известно ли это…
Разъярённый Геринг закричал:
— Я вам скажу, что известно германскому народу. Германскому народу известно, что здесь вы бессовестно себя ведёте, что вы явились сюда, чтобы поджечь Рейхстаг и позволять себе наглость в отношении немецкого народа. Но я здесь не для того, чтобы позволить вам обвинить меня. Вы в моих глазах мошенник, которого надо просто повесить!
— Я очень доволен ответом господина премьер-министра! — с иронией ответил Димитров.
— Мне совершенно безразлично, довольны вы или нет. Я вас лишаю слова! — оборвал Димитрова председатель.
— У меня есть ещё вопрос, относящийся к делу, — невозмутимо продолжал Димитров.
— Я лишаю вас слова!
Димитрова стали выводить силой из зала заседаний, а Геринг кричал ему вслед:
— Вон, подлец! Вон!..
Напоследок Димитров бросил Герингу ещё один вопрос:
— Боитесь ли вы моих вопросов, господин премьер-министр?..
— Это вы будете бояться, как только после суда попадёте ко мне в руки, подлец! — взорвался Геринг.

Вот эта последняя, нокаутирующая фраза Димитрова, которая тогда прозвучала на всю планету, и отражена на заглавном фотомонтаже немецкого художника Джона Хартфилда (1891—1968).
Кстати, это далеко не единственный блестящий антифашистский коллаж, созданный Хартфилдом, начинавшим как художник-дадаист. Вот ещё некоторые его знаменитые работы. Этот коллаж был опубликован в левом немецком издании Arbeiter Illustrierte Zeitung (AIZ, «Иллюстрированная рабочая газета») 17 июля 1932 года, за полгода до прихода нацистов к власти.

Судебный поединок века и 5 фотомонтажей Хартфилда
1932. «Сверхчеловек Адольф, заглатывает золото и несёт всякую чушь»

Художник совместил известный тогда фотоснимок фюрера во время одной из его экспрессивных речей с ренгеновским снимком грудной клетки. На месте сердца помещена свастика, несколько ниже орденский крестик. В него поступают монеты, падающие столбиком по пищеводу и собирающиеся в животе. По замыслу автора, это намекало на то, что финансировали Гитлера финансово-промышленные круги, несмотря на всю его «рабочую» риторику. Вариант перевода названия: «Адольф, сверх­че­ло­век, гло­та­ет зо­ло­то и вы­плё­вы­ва­ет му­сор».

Развивает эти мысли другой фотомонтаж Хартфилда, напечатанный 16 октября 1932-го:

Судебный поединок века и 5 фотомонтажей Хартфилда
1932. «Что означает гитлеровский салют: маленький человек требует крупных вложений. Девиз Гитлера: „За мной стоят миллионы“»

На этой обличительной картинке лидеру НСДАП, вскинувшему руку в нацистском приветствии, стоящий за его спиной финансист вкладывает пачку денег.

Эта работа Хартфилда была опубликована в AIZ 24 апреля 1932 года:

Судебный поединок века и 5 фотомонтажей Хартфилда
1932. «Война и трупы — последняя надежда богатых»

Фотомонтаж известен также под названием «Гиена капитализма». Голову животного украшает цилиндр, который тогда был общепризнанным символом капиталистов, а на шее на ленте висит высший прусский военный орден «Pour Le Merite» («За заслуги»), который Хартфилд сатирически переименовал в «Pour le Profit» («За прибыль»).

Фотомонтаж «Диагноз» появился в том же AIZ 21 марта 1935 года. Только выходил журнал уже в Праге...

Судебный поединок века и 5 фотомонтажей Хартфилда
1935. «Диагноз»

Диалог врачей на иллюстрации:
«— Откуда у этого больного столь странное искривление позвоночника?
— Это органическое следствие бесконечных „Хайль Гитлер!“».

И ещё один фотомонтаж Хартфилда, опубликованный тоже в 1935 году, 19 декабря:

Судебный поединок века и 5 фотомонтажей Хартфилда
1935. «Ура, закончилось масло!»

В нём автор иронически отсылал к цитате из речи Германа Геринга, произнесённой в 1935 году в Гамбурге. В ней Геринг заявил: «На международной арене есть люди, которые плохо слышат. Заставить их слышать может только грохот пушек. И именно пушки мы и стараемся сейчас производить. У нас нет масла, товарищи, но я хочу у вас спросить: что вы предпочитаете? Масло или пушки? Нам нужно сало импортировать или железную руду? Вот я вам и говорю: вооружение сделает нас сильными… а от масла люди только толстеют!».
На работе Хартфилда приведена цитата Геринга, а также изображены члены немецкой семьи, чья комната украшена изображениями Гитлера и Гинденбурга. Вместо продуктов они употребляют промышленные железные изделия. Даже младенец в коляске вонзил зубы в топор палача, а пёс вместо кости грызёт увесистый металлический болт...

Что ж, поговорить о творчестве Хартфилда поводы ещё будут, а сегодня отметим победу Димитрова в казалось бы, совершенно безнадёжной схватке с нацистской судебной машиной.
«Поединок Димитрова с Герингом станет одной из страниц человечества. Димитров исчез во мраке камеры. Геринг с триумфом удаляется, приветствуемый рядами своих приспешников. Но победил Димитров», — замечал чехословацкий публицист и антифашист Юлиус Фучик.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
И почему это происходит именно сейчас Иллюстрация: Букмейт Разбираемся, в чем причина неожиданного интереса к испаноязычной литературе и как на это повлиял феминизм. А еще ...
« Поклонение волхвов » была написана Эль Греко специально для алтаря церкви в Толедо.  «Поклонение пастухов», Эль Греко Музей: Музей ПрадоГод: 1612-1613 В 1970 году была ...
в связи со сложившимися обстоятельствами вынуждена раскрыть тайну.  я любовница mcheburashkina .  на самом деле мы тайные лесбиянки. это ко мне она периодически в москву сбегает. и с ней мы катаемся по курортам. это она меня недавно чють не бросила. ...
По итогам второй мировой войны, 4 Курильских острова - Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелаг Хабомаи отошли к СССР. Япония является военным союзником США, а на территории Японии находится американская военная база. Военная база США, вместе с американскими стратегическими ракетами, могла ...
Итак, конкурс этот, Electrolux Menu de Cannes , был устроен таким образом, что в нем соревновались повара. дизайнеры и стилисты. Стилистам выпала непростая задача красиво (и чтобы подходило к дизайну и ужину) одеть девушек. Сложность заключалась в том, что в ...