Судьба сцены
diak-kuraev — 17.09.2015 С недавних пор появилась практика служить Литургию под открытым небом на временном помосте.Это не изобретение РПЦ. В таких службах мне доводилось участвовать и в Румынии.
Вопрос мой именно в судьбе сцены-помоста.
Эта конструкция, побывавшая алтарем, находится в церковной собственности и всегда используется только по литургическому назначению?
Или она арендуется на один день? А потом по ней снова пляшут шуты?
Все, что связано с алтарем и Литургией, довольно строго табуировано в православии. Даже подметенный мусор (пыль) и бумажные записки, побывавшие в ней, нельзя потом выбрасывать на свалку. Их надо или сжигать (не абы где, а на церковном же дворе) или закапывать "в непопираемом месте".
Напомню, изначальный библейский смысл слова "святой" - "отделенный". Предназначенный только для Бога и служения Ему. И раз патриархия задала сегодня моду на возрождение системы самых строгих табу, отделяющих мир сакрального от мира профанного, то есть ли такая же принципиальность и аккуратность в служениях, например, самого Патриарха. Требует ли он, чтобы алтарные помосты, где он совершил Литургию на площади, затем не обращались вновь к профанному или даже языческому использованию?
В ближайшее воскресенье, 20 сентября Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в Горно-Алтайске, на Центральной площади (пл. Ленина с соответствующим памятником). Там постоянно стоит сцена. И обычны на ней вовсе не литургии, а шаманские обряды:
"Праздник Чага-Байрам, зачастую называемый новым годом по лунному календарю, отмечается многими народами. В Республике Алтай, где власти с 1997 г. активно пропагандируют возрождение этого праздника, он проводится в селах, районных центрах, в семьях. В горно-Алтайске 5 февраля праздник начнется с традиционного обряда благопожелания на горе Тугая. На центральной площади праздничные мероприятия откроет парад представителей алтайских родов и обряд поклонения огню.
Чага-Байрам проводится с началом новолуния в конце февраля - начале марта. С раннего утра совершается обряд поклонения Солнцу, Алтаю. На специальном тагыле-алтаре преподносят угощения из молочных продуктов, привязываются кыйра-ленточки, зажигается костер и все это сопровождается благопожеланиями. Обычно обряд совершают мужчины придерживавшихся предновогоднего поста с чтением сутр и т.д." http://www.listock.ru/21048
Ясно, что наша благодать превозмогает всё, и потому можно не интересоваться прошлым юзусом этих досок.
В Якутии есть традиция звать на открытие новых проектов местных шаманов и представителей епархии. Так вот, там наши батюшки вежливо уступают шаманам первое место: сначала вы, а мы уж потом. Про себя же и для своих мысля так: что они там наколдуют - это их дело, но наша молитва все очистит. А вот если бы после освящения было осквернение - дело было бы худо...
Но вот в данном случае - как быть с этой сценой потом, после Литургии? Дело не только в том, что потом она вновь станет концертной (мне самому доводилось вместе с о. Всеволодом Чаплиным служить на сцене молодежного лагеря на Селигере). Труднее вопрос о том - как служить, зная, что вскоре в этом же месте будет совершен языческий обряд?
Вопрос тем более уместен, что любимый богословский тезис нынешнего патриарха - "однажды освященное остается святым навсегда".
Как быть с привычным аргументом за возвращение храмов - "там, где приносилась Безкровная Жертва, не может быть ничто иное"?
Напомню, именно поэтому в конце понтификата Алексия Второго было запрещено освящать храмы на территории воинских частей (после случая, когда сменившееся начальство понудило храм закрыть).
Так что делать 21 сентября? Освященную сцену распилить и раздать верующим на хранение (или поядание)? Передать епархии или патриархии? В любом случае Горно-Алтайск это очень небогатый город, и неожиданные затраты на сооружение новой сцены могут оказаться для его бюджета ощутительны.
Когда в 2008 году ДДТ с Шевчуком исколесили всю Украину, то сцену везли с собой. Можно ведь в каждой митрополии держать такой помост, и при необходимости устанавливать его в местах большого собрания людей.
|
</> |