Омофорное
diak-kuraev — 15.09.2015Это фото из жизни одной секточки. Но интересно обращение с омофором как с шарфиком.
история офомора вкратце тут
http://logothet.livejournal.com/31093.html
и современное поисанеи чина, который в иподиаконском фольклоре называется "запрягание архиерея":
архимандрит Киприан (Керн):
... (1923, Сербия) На следующий день я должен был дебютировать в качестве иподиакона, в частности, облачать архиерея(бывш. епископа Челябинского Гавриила Чепура). Я неоднократно видел, как ловкие иподиаконы посреди церкви расторопно действовали с очень сложным набором архиерейских одежд, застегивали, зашнуровывали, что-то перекидывали через голову, в результате чего маленький, худенький, постный архиерей в ряске и клобуке превращался в иконописную фигуру, облаченную "во весь священный сан", во все византийское великолепие. Особенная премудрость заключалась в правильном складывании саккоса, а главное, большого омофора. Это, как известно, довольно длинная парчовая полоса, которая, если ее развернуть во всю длину, оказывается только до половины сшитой парчой на лицо; в другой своей половине парчовая сторона сшита с подкладкой парчи той второй половины. Иными словами, создается впечатление какой-то ошибки: будто бы неверно пришили изнанку одной половины к лицу другой и наоборот. Все это снабжено рядом петель и пуговиц, украшено крестами и звездой и, если все правильно сложить и каждую петельку пристегнуть к соответствующей пуговице, то архиерей, облаченный в эту хитроумную парчовую полосу, будет ее иметь перекинутой вокруг своей шеи и груди и плеч, со спускающимися вперед и назад двумя концами, но именно так, чтобы сзади образовалось над плечами за архиерейским затылком нечто вроде особого воротника. Это как бы какое-то оплечье, бармы, лорос византийского василевса. Но для всего этого нужно, что бы звезда при складывании омофора была внутрь, а не вне. Тогда наложенный на плечи омофор и потом перекинутый, ляжет, как ему по покрою положено. Но в нашем случае приключилась беда. Двое совершенно неопытных студентов-теологов, в руках никогда не державших этот хитроумный парчевый прибор, сложили его не так, как надо, то есть звездой не внутрь, а вне. Владыка, конечно, на это внимания не обратил, да и не должен был заботиться о том, что бы взявшиеся иподиаконствовать правильно складывали омофор. В сознании Преосвященного Гавриила это было азбучной и самоочевидной истиной. Вот мы и начали мудрить с неправильно сложенным наследием византийских императоров. Положили на плечи, и оказалось, что почему-то какие-о петли не соответствуют нашитым на саккос пуговицам; потянули в одну сторону, потянули в другую, а толку мало. Решили передвинуть несколько вбок. Вышло что-то косое и чувствовалось, что это мало соответствует замыслу шившего омофор. Решили все же не смущаться и, как дело ни казалось порочным с самого начала, мы дерзнули омофор перекинуть через голову. Перекинули. И - о, ужас! Вместо того, чтобы лечь, или точнее, встать таким поднятым воротником позади владычной головы, за его затылком, омофор вдруг закрыл собою архиерейское лицо, встав в поднятом виде перед ним. Мы совершенно смутились, не зная, что делать дальше. Ясно было, что мы провалились на этом первом экзамене по архиерейскому церемониалу. Раздался раздраженный высочайший тенорок епископа Гавриила, обращенный к о. Петру Беловидову: "Отец протоиерей, где вы таких дураков достали. Я таких идиотов в жизнь свою не видел. Уберите их..."
***
Оставим вопрос о том, зачем носить одежду, которую сам без двух помощников не можешь надеть на себя.
Интересен стиль поведения епискропа. Вроде уже позади русская катастрофа. Уже изгнание, эмиграция. Уже пришло время ценить каждого церковного юношу, тем паче теолога. Вроде уже в Европе. Но привычка к феодальному хамству в епископе все равно выше любых иных соображений.
Пр мемуарам (http://hristov.narod.ru/chepur.pdf) вл. Гавриил был хорошим человеком. Значит, это не личностная черта, а именно корпоративный стиль поведения, "культурный сценарий". Мол, таков нам подобаше архиерей.
Юноша, публичино и богослужебно аттестоваанный Преосвященным Гавриилом как дурак и идиот вовсе не оказался таковым.
Но через что же еще должна пройти наша несчастная церковь и страна, чтобы научить епископов не хамить и не распускать руки?
|
</> |