Судьба немцев: ни славы, ни героев

Но последние месяцы интерес становится более острым и более болезненным. Волей-неволей начинаешь задумываться о немцах в неожиданном ключе - примеряя их судьбу на себя. Как им жилось на развалинах Берлина, когда и остальные их города лежали в руинах, а во всем мире само слово "немец" - причем и на Востоке, и на Западе - вызывало какую-то гадливость? То есть - когда им было ПЛОХО, очень ПЛОХО, но нельзя было даже пожаловаться, поскольку ни одна живая душа и не думала их жалеть? Когда в семьях были потеряны мужья, сыновья, отцы, когда было нечего есть, когда дома были разрушены - но никто не слал гуманитарную помощь, погибших надо было стыдиться, а не гордиться ими, а их самих, помимо понятной горечи поражения, мучили одновременно жгучий стыд, вина и страх?
И я внезапно осознал, что, наверно, очень тяжело им было еще и в том, что они лишились героев. А у них ведь наверняка были герои, совершавшие настоящие подвиги самопожертвования. На этом никогда и никем не делался акцент - но воевали они, видимо, не только умело, но и зачастую самоотверженно; до такой степени - что даже я, школьник, из советских подцензурных книг и фильмов, что-то все равно волей-неволей узнавал.
Ну, например - у них ведь тоже были летчики, которые шли на таран. В фильме "В бой идут одни старики" мелькнуло: капитан, потерявший уверенность в себе, рассказывает Титаренко у костра, пока тот решает, отправлять ли друга под трибунал: "Нам всегда говорили - иди в лоб, немец всегда отвернет! А мой - не отвернул..."
Были у них пулеметчики, остававшиеся прикрывать отход своих - фактически на верную смерть; были свои "пионеры-герои" - фольксштурм, подрывавшие в возрасте 10-13 лет наши и немецкие танки с одним фауст-патроном (тоже почти верная смерть). Но вместо чествований они получили только звания бессмысленных фанатиков кровавого палача народов, вместо восхищения - брезгливое презрение, вместо улиц в их честь - запрет упоминания.
Целая нация разом лишилась всего, оказалась растоптана и задыхалась от позора. У нее не осталось ни героев, ни самоуважения, ни светлого будущего, ни героического прошлого. Как они это сумели преодолеть, как сумели подняться?? Удивительная нация - немцы.
На собственной шкуре испытали: у агрессоров не бывает ни оправданий, ни славы, ни героев.
|
</> |