Стреляют не только ружья
olga_srb — 12.12.2023 В конце минувшей недели я была на спектакле в одном из горячо любимых мной театров – на Таганке, но, вопреки своим правилам, не доложила вам ни о самом визите, ни об эффекте, который он на меня произвел.Причина проста: впечатления оказались столь яркими и эмоциональными, что я решила дать им выстояться, прежде чем облечь в форму текста.
Название спектакля «Поцелуй. Конармия» отсылает зрителя к событиям столетней давности, а фамилия автора рассказа, ставшего литературной основой постановки, невольно навевает тягостные мысли о репрессиях.
Но, и это, пожалуй, самое главное (!), спектакль не имеет никакого отношения ни к революционной, ни к контрреволюционной пропаганде.
Он далек от политики так же, как далеки от нее простые человеческие чувства. Эти чувства существуют вне времени и пространства, в полном отрыве от исторического контекста, потому что в их основе лежит неистребимое ничем желание любить.
Какие бы общественные шторма не бушевали вокруг, в отдельно взятом сердце продолжается своя собственная жизнь, насыщенная личными мечтами и личными трагедиями. Только они действительно чего-то стоят. Только они определяют траекторию жизни и линию счастья.
Не буду даже намеками сообщать вам о фабуле спектакля. Не сюжет и не герои, блистательно сыгранные талантливыми актерами, впечатлили меня до такой степени, что я слегка отложила публикацию поста.
Если у вас будет возможность, непременно сходите на «Поцелуй» ради прикосновения к настоящему Театру, в котором пластика, текст и музыка слиты в единую драматургию. Именно она ошеломляет зрителя, нежно, но решительно проникая в его сознание и чувства.
Глядя на сцену, я не думала ни о чем – только завороженно впитывала действие, но после того, как мы вышли из зала, поняла: таким и должен быть настоящий театр. Не профессиональным кружком художественного чтения, не воспроизведением повседневной жизни в фанерных декорациях, не развлекательным зрелищем со спецэффектами, а особой, самодостаточной реальностью.
И эта, почти космическая, реальность не подчиняется земным правилам. Ей под силу преодолеть гравитацию чувств и вывести сознание на новую орбиту.
Войдя в зрительный зал, я бегло осмотрела декорации, которые до появления актеров и музыки выглядели безжизненно, но заметила ружье, висевшее над креслом-качалкой.
В памяти мелькнула знаменитая цитата из письма Антона Чехова – про ружье, которое имеет смысл ставить на сцену в первом акте только в том случае, если в последнем из него планируется стрелять. Очевидно, что Чехов вкладывал в свои слова не прямой, а переносный смысл, но вопрос «выстрелит или нет» меня заинтриговал.
И я не скажу вам правильного ответа.
То, что творческий замысел режиссера, драматурга, сценографа и хореографа метко попадает в цель, это точно, а стреляет ли бутафория – вопрос второстепенный.
|
</> |