Страшилка на ночь! Самый страшный HDR в моей жизни

топ 100 блогов fotoforge27.09.2011 Итак, господа, приготовьтесь к страшному откровению: как собираются сложные HDR. Чтобы не мелочиться, я решил показать это на примере самого страшного HDR в моей жизни. Ничего страшнее я не собирал, и, скорее всего, уже не буду собирать.

Предыстория вопроса:

http://skoblov.livejournal.com/77041.html - несложный HDR используя брекетинг с рук, с пошаговой инструкцией по использованию Exposure Fusion в PTGUI и ручной доводкой в фотошопе
http://skoblov.livejournal.com/33967.html - HDR-панорама средней сложности, полностью ручная сборка HDR в фотошопе
куча других текстов по HDR и не только, у меня по тегу "фототеория"
Страшилка на ночь! Самый страшный HDR в моей жизни
Готовый HDR
Страшилка на ночь! Самый страшный HDR в моей жизни
"средний" кадр, не видно
ни светов, ни теней

Сюжет был настолько контрастным, что его невозможно было оценить глазами. Зрение адаптируется по светлому пятну, тени не просматривались, если глаз видел море. Кадр пришлось строить глядя на пробные фото на экране камеры. Все усугублялось сильной воздушной пылью из-за волн разбивающихся о камни в небольшом гроте и самим движением волн, которые надо было ловить в "интересной" фазе

Анализ исходников для этого HDRа я сделал отдельным постом: http://skoblov.livejournal.com/128176.html, сейчас же я расскажу исключительно о том, как это собиралось.

Страшилка на ночь! Самый страшный HDR в моей жизни



Почему это сложно?

1. Расширение ДД 7 EV - не просто снять само по себе + вагон проблем из-за "ограничения ДД оптики" + непросто сделать тонмаппинг, чтобы получилась не плоская картинка.
2. Движущиеся объекты в кадре, причем не что-то локальное, а большие волны, переходящие из зоны крайних светов в зону крайних теней
3. Переменное освещение - тень освещена бликами от волн, поэтому каждый кадр освещен по-разному и при сборке получаются артефакты не только от движущихся объектов, но и от переменного освещения.

Такие HDRы в принципе не собираются никакими автоматическими средствами, даже если бы я не маскировал света в части кадров.

Что было простого?

1. Почти не было блюминга, который практически всегда присутствует в таких контрастных сюжетах. Никаких лампочек!
2. Общая "монохромность" сюжета сильно упрощала тонмаппинг (разъезжающиеся при тонмаппинге цвета - постоянная головная боль контрастных сюжетов)

Страшилка на ночь! Самый страшный HDR в моей жизни

Немножко теоретической части (на самом деле подробнее это тема для примерно часовой лекции на моем мастер-классе, но постараюсь изложить это в несколько абзацев)

Тут вы видите снятые с разной экспозицией кадры, размещенные в отдельных слоях в фотошопе, и корректирующие слои между ними и над ними. Исходники размещены от самого светлого к самому темному, снизу вверх. У каждого слоя руками нарисована маска. Обратите внимание - у слоев изображений маски с очень четкими краями (рисуются кистью с максимальной жесткостью, но не 100%), у корректирующих - большие зоны полупрозрачности (рисуются мягкими кисточками, часто - полупрозрачными). Почему сделано именно так:

Фотографы очень давно придумали способ расширения ДД камеры с помощью съемки нескольких кадров с разной экспозицией. Кадры размещаются в слоях в фотошопе и собираются в единое изображение с помощью масок. При этом есть 2 способа сборки: общеизвестный (он же неправильный), описанный в 1000 разных источников, и мой :) Неправильный способ очевиден для любого человека, который знаком с фотошопом, свой способ я родил в результате изучения алгоритмов полного HDR-процесса.

Как делается неправильный метод? Представьте себе классическое пляжное закатное фото, снятое в 2 кадра: светлый кадр с проработанным берегом и засвеченной частью неба, и темный кадр, у которого проработана область возле солнца, но море и берег - слишком темные. Наложим друг на друга, и сделаем жесткую прямую маску кадру с небом, без полупрозрачного перехода: получили красивое море, красивое небо и некрасивую границу между ними. Что делает человек, хорошо умеющий пользоваться фотошопом? Он берет и делает маску градиентом, таким образом, что у темного и светлого кадра получается общая зона, где они смешиваются. Образуется плавный переход от темного неба к светлому морю. Получили красивое море и берег, красивое солнце. Аплодисменты! Чепчики летят в воздух. Почему же этот метод неверный?

Возьмем лупу и посмотрим на получившееся изображение. Пусть наша зона градиента затронула море. У нас смешались кадры с волнами, а волны движутся, получили нечеткую зону, которая красиво выглядит лишь в мелком размере, где волны не видны. Ладно, пусть мы море не будем трогать, сделаем градиент на небе - а там, как назло, двигались облака. Будем искать место на небе, куда сунуть градиент, где ничего не двигалось? Но нам же надо, чтобы было КРАСИВО, а градиент дает нам не только переход от засвеченного кадра к незасвеченному, но и делает фото красивым (плавный переход от одной экспозиции к другой). Облака - проблема, волны - проблема, качающиеся ветки - проблема. Проблема на каждом шагу. Если ваш штатив весит не тонну, а килограмм (как мой), то Вы получите микросмещение камеры при смене экспозиции в серии. Проблемы не будет, если снимать серию брекетингом с автоматической съемкой трех кадров в одно нажатие, или при использовании пульта. А при смещении камеры любая широка зона градиентного перехода между кадрами приведет к потере резкости (для этого фото я, кстати, снял несколько десятков исходников и камеру трогал многократно).

Получаем конфликт: чтобы было красиво, нам надо иметь широкую зону перехода и там, где это выглядит красиво (где-то в районе границы воды и неба у пляжного фото), для четкого изображения зона перехода должна быть минимальной и там, где от этого будет минимум артефактов.

В чем же заключается правильный способ? Как и в полном HDR-процессе в нем делается 2 отдельных шага:
- HDR сборка, в которой кадры сначала приводятся к единой экспозиции и интеллектуально смешиваются (зона перехода рисуется там, где не будет артефактов, причем переход делается максимально возможной жесткости);
- тонмаппинг, корректирующими слоями, при котором части готового изображения высветляются (с повышением контраста, если надо), причем границы масок у корректирующих слоев могут быть сколько угодно мягкими, вплоть до градиента на половину изображения.

При таком подходе становится очевидной полная бесполезность лишних экспозиций: нам не нужны кадры, темнее чем ETTR, поскольку мы все равно приведем все к единой экспозиции, а слишком темные кадры лишь увеличат шумы в готовом фото, но не добавят НИЧЕГО!

В последнее время я несколько развил способ, внеся в него элементы exposure fusion: часто я делаю экспокоррекцию не всему изображению, а лишь его части, в которую попадает зона смешивания исходников. Часто при этом экспокоррекция делается делается и светлому исходнику, и темному. Главное требование остается прежним, как и у моего старого способа: оба кадра в зоне смешивания приведены к одной экспозиции и выглядят практически идентично. Это упрощает тонмаппинг и вообще упрощает работу с фотографией.

Данный вариант оказался особенно полезен для этой фотографии: дело в том, что из-за описанной выше проблемы (переменное освещение у кадров), невозможно сделать идеальную экспокоррекцию, чтобы исходники совпали! Всегда будут места, где один окажется светлее другого, и наоборот. Дополнительные промежуточные корректирующие слои исправляют эти локальные перепады яркости.

Еще несколько дополнений:
- в имена слоев-исходников я для наглядности добавил смещение экспозиции каждого кадра (от центрального кадра, который в итоге не попал в сборку).
- если присмотреться к иконкам слоев-исходников, то видно, что фотографии обрезаны. Это абсолютно несущественно для процесса: я обрезаю исходники за пределами масок перед помещеним готового файла в архив, чтобы сократить размер готового PSD (он и c обрезанными исходниками занимаем 500М, поскольку исходники 18Мпиксельные и делается все в 16 битах).
- на самом деле тут кое-где кадры с близкими экспозициями размещены в неправильном порядке, но это тоже ни на что не влияет.

Для того, чтобы показать, как это все работает, я выключу все слои и буду включать их по очереди снизу вверх, показывая фото, которые получаются в промежутке. Естественно, не все промежуточные варианты (их слишком много), а только пронумерованные:

Страшилка на ночь! Самый страшный HDR в моей жизни

1. Тут я просто смешал 2 самых светлых исходника, отвечающих за левую и правую половину фото, и вырезал мои пальцы из серединки. Обратите внимание - я сразу сделал тени достаточно темными и низкоконтрастными. К этой экспозиции я буду приводить следующие кадры, совмещая общую и локальную экспокоррекции.

Страшилка на ночь! Самый страшный HDR в моей жизни

2. Добавил кусок светлой зоны из более темного исходника (он тоже снимался с пальцами в центре, но пальцы закрывали меньший кусок).

Тут я сделаю небольшое отступление в сторону и уберу корректирующие слои между шагом номер 1 и номер 2

Страшилка на ночь! Самый страшный HDR в моей жизни

Обратите внимание, что маска для темного кадра нарисована с минимальной зоной перехода. А теперь посмотрите ва нижний левый угол: как видно, маска там нарисована прямо на волнах, причем "елочкой". Зигзаг рисовался с учетом положения волн в каждом кадре и в готовом бутерброде они не выглядят ни смешанными, ни размазанными.

И еще - я закрыл воду более темным кадром, хотя обычно стараюсь максимально использовать именно светлые исходники (шумы меньше). Но вода в верхнем кадре проработана достаточно прилично, засветки на бликах поменьше, и, главное, волна легла интереснее :)

Вернем все корректирующие слои и продолжим

Страшилка на ночь! Самый страшный HDR в моей жизни

3. добавил еще кусочек светлой зоны, и это кадр был с пальцам.

Страшилка на ночь! Самый страшный HDR в моей жизни

4. открыли центр полностью. У кадров, добавленных на шаге 2, 3 - есть небольшие зайцы на тенях, а у номера 4 - сильные, вплоть до зеленых пятен (поскольку там полностью открыт источник света), но я добавлял только те куски кадров, где практически нет этих дефектов. В итоге на всем фото после сборки оказалось всего 2 зайца, причем небольшие, и я их выровнял аккуратным корректирующим слоем.

Страшилка на ночь! Самый страшный HDR в моей жизни

5. Начал добавлять воду в центральной засвеченной части

Страшилка на ночь! Самый страшный HDR в моей жизни

6. И еще чуток

Страшилка на ночь! Самый страшный HDR в моей жизни

7. Ура, видно море! Получил не слишком контрастное фото, в котором есть все детали и в светах, и в тенях!

Страшилка на ночь! Самый страшный HDR в моей жизни

8. Улучшаю малость

Страшилка на ночь! Самый страшный HDR в моей жизни

9. И еще улучшу

Страшилка на ночь! Самый страшный HDR в моей жизни

10. Пришел к окончательному варианту.

При всей ужасности этого бутерброда, у которого 40 слоев, из которых 32 - корректирующие, сборка занимает не так много времени.

Сначала я быстро и грубо собираю фото, не заботясь ни о точности экспокоррекции, ни об аккуратности масок в местах переходов. Это делается за пару минут. Потом вычищаю получившийся бутерброд, аккуратно прорисовывая переходы и поправляя параметры корректирующих слоев для абсолютно точного сведения кадров. Для такого HDRа это может занять минут 10, но для нормального - все делается за намного меньшее время. Потом - окончательный тонмаппинг, его делаю по настроению, возвращаясь несколько раз к уже готовому фото. Это тоже не требует больших затрат времени. Я редко сильно изменяю маски у уже готовых корректирующих слоев, отвечающих за тонмаппинг. Чаше просто добавляю новый слой, улучшающий что-то у части фотографии. Поэтому слоев тонмаппинга так много, хотя все они очень простые (кривая с 1-2 точками).

(C) Anatoly Skoblov, 2011

P.S. Как всегда, комментарии лучше оставлять у оригинала статьи. Я люблю, когда все комментарии собираются в одном месте, жаль, что в ЖЖ нет такого механизма.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Вот уже на протяжении 7-ми лет я два-три раза в год приезжаю в Астрахань - и даже не ...
Вот так, я решила начать блинную неделю Блинчик промазан соленой творожной массой.С каперсами, очень вкусное сочетание. Кремовые шампиньоны делали сальто в соевом соусе, затем день отдыхали.Сам блинчик смазан трюфельным маслом. ...
Так как выяснилось, что многие считают эту страницу в контакте, посвященную британскому кино , связанной с нашим сообществом, я хочу публично заверить, что это не так. Ни я, ни olga_lifeline не имеем никакого отношения к этой странице, и нам никогда не поступало предложений о ...
Можно тратить сумасшедшие деньги на гардероб, но все равно выглядеть блекло и скучно. Потому что значение имеет не те суммы, которые вы спускаете на одежду, а то, как вы себя преподносите. Даже одеваясь в недорогих сток-маркетах вы можете выглядеть безупречно. Главное, не пренебрегать ...
 - А ты че вчера утром меня по телефону послала? Я тебя с добрым утром поздравить хотел... - Во-первых, было 7 утра. Во-вторых, я не посылала, а вежливо поинтересовалась, что тебе нужно в такой ранний час.   А в-третьих, слово "гнида" ...