Страшилка на ночь! Самый страшный HDR в моей жизни

Предыстория вопроса:
http://skoblov.livejournal.com/128176.html - анализ исходников данного HDRа
http://skoblov.livejournal.com/77041.html - несложный HDR используя брекетинг с рук, с пошаговой инструкцией по использованию Exposure Fusion в PTGUI и ручной доводкой в фотошопе
http://skoblov.livejournal.com/33967.html - HDR-панорама средней сложности, полностью ручная сборка HDR в фотошопе
куча других текстов по HDR и не только у меня по тегу "фототеория"
Почему это сложно?
1. Расширение ДД 7 EV - не просто снять само по себе + вагон проблем из-за "ограничения ДД оптики" + непросто сделать тонмаппинг, чтобы получилась не плоская картинка.
2. Движущиеся объекты в кадре, причем не что-то локальное, а большие волны, переходящие из зоны крайних светов в зону крайних теней
3. Переменное освещение - тень освещена бликами от волн, поэтому каждый кадр освещен по-разному и при сборке получаются артефакты не только от движущихся объектов, но и от переменного освещения.
Что было простого?
1. Почти не было блюминга, который практически всегда присутствует в таких контрастных сюжетах. Никаких лампочек!
2. Общая "монохромность" сюжета сильно упрощала тонмаппинг (разъезжающиеся при тонмаппинге цвета - постоянная головная боль контрастных сюжетов)

Немножко теоретической части (на самом деле подробнее это тема для примерно часовой лекции на моем мастер-классе, но постараюсь изложить это в несколько абзацев)
Тут вы видите снятые с разной экспозицией кадры, размещенные в отдельных слоях в фотошопе, и корректирующие слои между ними и над ними. Исходники размещены от самого светлого к самому темному, снизу вверх. У каждого слоя руками нарисована маска. Обратите внимание - у слоев изображений маски с очень четкими краями (рисуются кистью с максимальной жесткостью, но не 100%), у корректирующих - большие зоны полупрозрачности (рисуются мягкими кисточками, часто - полупрозрачными). Почему сделано именно так:
Фотографы очень давно придумали способ расширения ДД камеры с помощью съемки нескольких кадров с разной экспозицией. Кадры размещаются в слоях в фотошопе и собираются в единое изображение с помощью масок. При этом есть 2 способа сборки: общеизвестный (он же неправильный), описанный в 1000 разных источников, и мой :) Неправильный способ очевиден для любого человека, который знаком с фотошопом, свой способ я родил в результате изучения алгоритмов полного HDR-процесса.
Как делается неправильный метод? Представьте себе классическое пляжное закатное фото, снятое в 2 кадра: светлый кадр с проработанным берегом и засвеченной частью неба, и темный кадр, у которого проработана область возле солнца, но море и берег - слишком темные. Наложим друг на друга, и сделаем жесткую прямую маску кадру с небом, без полупрозрачного перехода: получили красивое море, красивое небо и некрасивую границу между ними. Что делает человек, хорошо умеющий пользоваться фотошопом? Он берет и делает маску градиентом, таким образом, что у темного и светлого кадра получается общая зона, где они смешиваются. Образуется плавный переход от темного неба к светлому морю. Получили красивое море и берег, красивое солнце. Аплодисменты! Чепчики летят в воздух. Почему же этот метод неверный?
Возьмем лупу и посмотрим на получившееся изображение. Пусть наша зона градиента затронула море. У нас смешались кадры с волнами, а волны движутся, получили нечеткую зону, которая красиво выглядит лишь в мелком размере, где волны не видны. Ладно, пусть мы море не будем трогать, сделаем градиент на небе - а там, как назло, двигались облака. Будем искать место на небе, куда сунуть градиент, где ничего не двигалось? Но нам же надо, чтобы было КРАСИВО, а градиент дает нам не только переход от засвеченного кадра к незасвеченному, но и делает фото красивым (плавный переход от одной экспозиции к другой). Облака - проблема, волны - проблема, качающиеся ветки - проблема. Проблема на каждом шагу. Если ваш штатив весит не тонну, а килограмм (как мой), то Вы получите микросмещение камеры при смене экспозиции в серии. Проблемы не будет, если снимать серию брекетингом с автоматической съемкой трех кадров в одно нажатие, или при использовании пульта. А при смещении камеры любая широка зона градиентного перехода между кадрами приведет к потере резкости (для этого фото я, кстати, снял несколько десятков исходников и камеру трогал многократно).
Получаем конфликт: чтобы было красиво, нам надо иметь широкую зону перехода и там, где это выглядит красиво (где-то в районе границы воды и неба у пляжного фото), для четкого изображения зона перехода должна быть минимальной и там, где от этого будет минимум артефактов.
В чем же заключается правильный способ? Как и в полном HDR-процессе в нем делается 2 отдельных шага:
- HDR сборка, в которой кадры сначала приводятся к единой экспозиции и интеллектуально смешиваются (зона перехода рисуется там, где не будет артефактов, причем переход делается максимально возможной жесткости);
- тонмаппинг, корректирующими слоями, при котором части готового изображения высветляются (с повышением контраста, если надо), причем границы масок у корректирующих слоев могут быть сколько угодно мягкими, вплоть до градиента на половину изображения.
При таком подходе становится очевидной полная бесполезность лишних экспозиций: нам не нужны кадры, темнее чем ETTR, поскольку мы все равно приведем все к единой экспозиции, а слишком темные кадры лишь увеличат шумы в готовом фото, но не добавят НИЧЕГО!
В последнее время я несколько развил способ, внеся в него элементы exposure fusion: часто я делаю экспокоррекцию не всему изображению, а лишь его части, в которую попадает зона смешивания исходников. Часто при этом экспокоррекция делается делается и светлому исходнику, и темному. Главное требование остается прежним, как и у моего старого способа: оба кадра в зоне смешивания приведены к одной экспозиции и выглядят практически идентично. Это упрощает тонмаппинг и вообще упрощает работу с фотографией.
Данный вариант оказался особенно полезен для этой фотографии: дело в том, что из-за описанной выше проблемы (переменное освещение у кадров), невозможно сделать идеальную экспокоррекцию, чтобы исходники совпали! Всегда будут места, где один окажется светлее другого, и наоборот. Дополнительные промежуточные корректирующие слои исправляют эти локальные перепады яркости.
Еще несколько дополнений:
- в имена слоев-исходников я для наглядности добавил смещение экспозиции каждого кадра (от центрального кадра, который в итоге не попал в сборку).
- если присмотреться к иконкам слоев-исходников, то видно, что фотографии обрезаны. Это абсолютно несущественно для процесса: я обрезаю исходники за пределами масок перед помещеним готового файла в архив, чтобы сократить размер готового PSD (он и c обрезанными исходниками занимаем 500М, поскольку исходники 18Мпиксельные и делается все в 16 битах).
- на самом деле тут кое-где кадры с близкими экспозициями размещены в неправильном порядке, но это тоже ни на что не влияет.
Для того, чтобы показать, как это все работает, я выключу все слои и буду включать их по очереди снизу вверх, показывая фото, которые получаются в промежутке. Естественно, не все промежуточные варианты (их слишком много), а только пронумерованные:
1. Тут я просто смешал 2 самых светлых исходника, отвечающих за левую и правую половину фото, и вырезал мои пальцы из серединки. Обратите внимание - я сразу сделал тени достаточно темными и низкоконтрастными. К этой экспозиции я буду приводить следующие кадры, совмещая общую и локальную экспокоррекции.
2. Добавил кусок светлой зоны из более темного исходника (он тоже снимался с пальцами в центре, но пальцы закрывали меньший кусок).
Тут я сделаю небольшое отступление в сторону и уберу корректирующие слои между шагом номер 1 и номер 2
Обратите внимание, что маска для темного кадра нарисована с минимальной зоной перехода. А теперь посмотрите ва нижний левый угол: как видно, маска там нарисована прямо на волнах, причем "елочкой". Зигзаг рисовался с учетом положения волн в каждом кадре и в готовом бутерброде они не выглядят ни смешанными, ни размазанными.
И еще - я закрыл воду более темным кадром, хотя обычно стараюсь максимально использовать именно светлые исходники (шумы меньше). Но вода в верхнем кадре проработана достаточно прилично, засветки на бликах поменьше, и, главное, волна легла интереснее :)
Вернем все корректирующие слои и продолжим
3. добавил еще кусочек светлой зоны, и это кадр был с пальцам.
4. открыли центр полностью. У кадров, добавленных на шаге 2, 3 - есть небольшие зайцы на тенях, а у номера 4 - сильные, вплоть до зеленых пятен (поскольку там полностью открыт источник света), но я добавлял только те куски кадров, где практически нет этих дефектов. В итоге на всем фото после сборки оказалось всего 2 зайца, причем небольшие, и я их выровнял аккуратным корректирующим слоем.
5. Начал добавлять воду в центральной засвеченной части
6. И еще чуток
7. Ура, видно море! Получил не слишком контрастное фото, в котором есть все детали и в светах, и в тенях!
8. Улучшаю малость
9. И еще улучшу
10. Пришел к окончательному варианту.
При всей ужасности этого бутерброда, у которого 40 слоев, из которых 32 - корректирующие, сборка занимает не так много времени.
Сначала я быстро и грубо собираю фото, не заботясь ни о точности экспокоррекции, ни об аккуратности масок в местах переходов. Это делается за пару минут. Потом вычищаю получившийся бутерброд, аккуратно прорисовывая переходы и поправляя параметры корректирующих слоев для абсолютно точного сведения кадров. Для такого HDRа это может занять минут 10, но для нормального - все делается за намного меньшее время. Потом - окончательный тонмаппинг, его делаю по настроению, возвращаясь несколько раз к уже готовому фото. Это тоже не требует больших затрат времени. Я редко сильно изменяю маски у уже готовых корректирующих слоев, отвечающих за тонмаппинг. Чаше просто добавляю новый слой, улучшающий что-то у части фотографии. Поэтому слоев тонмаппинга так много, хотя все они очень простые (кривая с 1-2 точками).
P.S. Как всегда напоминание для
не забываем до Mастер-класс по панорамам и HDR в Москве в конце октября 2011
Понравилось? Пиарим! :)