Страшилка на ночь! Самый страшный HDR в моей жизни

топ 100 блогов skoblov27.09.2011 Итак, господа, приготовьтесь к страшному откровению: как собираются сложные HDR. Чтобы не мелочиться, я решил показать это на примере самого страшного HDR в моей жизни. Ничего страшнее я не собирал, и, скорее всего, уже не буду собирать.

Предыстория вопроса:

http://skoblov.livejournal.com/128176.html - анализ исходников данного HDRа
http://skoblov.livejournal.com/77041.html - несложный HDR используя брекетинг с рук, с пошаговой инструкцией по использованию Exposure Fusion в PTGUI и ручной доводкой в фотошопе
http://skoblov.livejournal.com/33967.html - HDR-панорама средней сложности, полностью ручная сборка HDR в фотошопе
куча других текстов по HDR и не только у меня по тегу "фототеория"

Почему это сложно?

1. Расширение ДД 7 EV - не просто снять само по себе + вагон проблем из-за "ограничения ДД оптики" + непросто сделать тонмаппинг, чтобы получилась не плоская картинка.
2. Движущиеся объекты в кадре, причем не что-то локальное, а большие волны, переходящие из зоны крайних светов в зону крайних теней
3. Переменное освещение - тень освещена бликами от волн, поэтому каждый кадр освещен по-разному и при сборке получаются артефакты не только от движущихся объектов, но и от переменного освещения.

Что было простого?

1. Почти не было блюминга, который практически всегда присутствует в таких контрастных сюжетах. Никаких лампочек!
2. Общая "монохромность" сюжета сильно упрощала тонмаппинг (разъезжающиеся при тонмаппинге цвета - постоянная головная боль контрастных сюжетов)

Страшилка на ночь! Самый страшный HDR в моей жизни


Страшилка на ночь! Самый страшный HDR в моей жизни

Немножко теоретической части (на самом деле подробнее это тема для примерно часовой лекции на моем мастер-классе, но постараюсь изложить это в несколько абзацев)

Тут вы видите снятые с разной экспозицией кадры, размещенные в отдельных слоях в фотошопе, и корректирующие слои между ними и над ними. Исходники размещены от самого светлого к самому темному, снизу вверх. У каждого слоя руками нарисована маска. Обратите внимание - у слоев изображений маски с очень четкими краями (рисуются кистью с максимальной жесткостью, но не 100%), у корректирующих - большие зоны полупрозрачности (рисуются мягкими кисточками, часто - полупрозрачными). Почему сделано именно так:

Фотографы очень давно придумали способ расширения ДД камеры с помощью съемки нескольких кадров с разной экспозицией. Кадры размещаются в слоях в фотошопе и собираются в единое изображение с помощью масок. При этом есть 2 способа сборки: общеизвестный (он же неправильный), описанный в 1000 разных источников, и мой :) Неправильный способ очевиден для любого человека, который знаком с фотошопом, свой способ я родил в результате изучения алгоритмов полного HDR-процесса.

Как делается неправильный метод? Представьте себе классическое пляжное закатное фото, снятое в 2 кадра: светлый кадр с проработанным берегом и засвеченной частью неба, и темный кадр, у которого проработана область возле солнца, но море и берег - слишком темные. Наложим друг на друга, и сделаем жесткую прямую маску кадру с небом, без полупрозрачного перехода: получили красивое море, красивое небо и некрасивую границу между ними. Что делает человек, хорошо умеющий пользоваться фотошопом? Он берет и делает маску градиентом, таким образом, что у темного и светлого кадра получается общая зона, где они смешиваются. Образуется плавный переход от темного неба к светлому морю. Получили красивое море и берег, красивое солнце. Аплодисменты! Чепчики летят в воздух. Почему же этот метод неверный?

Возьмем лупу и посмотрим на получившееся изображение. Пусть наша зона градиента затронула море. У нас смешались кадры с волнами, а волны движутся, получили нечеткую зону, которая красиво выглядит лишь в мелком размере, где волны не видны. Ладно, пусть мы море не будем трогать, сделаем градиент на небе - а там, как назло, двигались облака. Будем искать место на небе, куда сунуть градиент, где ничего не двигалось? Но нам же надо, чтобы было КРАСИВО, а градиент дает нам не только переход от засвеченного кадра к незасвеченному, но и делает фото красивым (плавный переход от одной экспозиции к другой). Облака - проблема, волны - проблема, качающиеся ветки - проблема. Проблема на каждом шагу. Если ваш штатив весит не тонну, а килограмм (как мой), то Вы получите микросмещение камеры при смене экспозиции в серии. Проблемы не будет, если снимать серию брекетингом с автоматической съемкой трех кадров в одно нажатие, или при использовании пульта. А при смещении камеры любая широка зона градиентного перехода между кадрами приведет к потере резкости (для этого фото я, кстати, снял несколько десятков исходников и камеру трогал многократно).

Получаем конфликт: чтобы было красиво, нам надо иметь широкую зону перехода и там, где это выглядит красиво (где-то в районе границы воды и неба у пляжного фото), для четкого изображения зона перехода должна быть минимальной и там, где от этого будет минимум артефактов.

В чем же заключается правильный способ? Как и в полном HDR-процессе в нем делается 2 отдельных шага:
- HDR сборка, в которой кадры сначала приводятся к единой экспозиции и интеллектуально смешиваются (зона перехода рисуется там, где не будет артефактов, причем переход делается максимально возможной жесткости);
- тонмаппинг, корректирующими слоями, при котором части готового изображения высветляются (с повышением контраста, если надо), причем границы масок у корректирующих слоев могут быть сколько угодно мягкими, вплоть до градиента на половину изображения.

При таком подходе становится очевидной полная бесполезность лишних экспозиций: нам не нужны кадры, темнее чем ETTR, поскольку мы все равно приведем все к единой экспозиции, а слишком темные кадры лишь увеличат шумы в готовом фото, но не добавят НИЧЕГО!

В последнее время я несколько развил способ, внеся в него элементы exposure fusion: часто я делаю экспокоррекцию не всему изображению, а лишь его части, в которую попадает зона смешивания исходников. Часто при этом экспокоррекция делается делается и светлому исходнику, и темному. Главное требование остается прежним, как и у моего старого способа: оба кадра в зоне смешивания приведены к одной экспозиции и выглядят практически идентично. Это упрощает тонмаппинг и вообще упрощает работу с фотографией.

Данный вариант оказался особенно полезен для этой фотографии: дело в том, что из-за описанной выше проблемы (переменное освещение у кадров), невозможно сделать идеальную экспокоррекцию, чтобы исходники совпали! Всегда будут места, где один окажется светлее другого, и наоборот. Дополнительные промежуточные корректирующие слои исправляют эти локальные перепады яркости.

Еще несколько дополнений:
- в имена слоев-исходников я для наглядности добавил смещение экспозиции каждого кадра (от центрального кадра, который в итоге не попал в сборку).
- если присмотреться к иконкам слоев-исходников, то видно, что фотографии обрезаны. Это абсолютно несущественно для процесса: я обрезаю исходники за пределами масок перед помещеним готового файла в архив, чтобы сократить размер готового PSD (он и c обрезанными исходниками занимаем 500М, поскольку исходники 18Мпиксельные и делается все в 16 битах).
- на самом деле тут кое-где кадры с близкими экспозициями размещены в неправильном порядке, но это тоже ни на что не влияет.

Для того, чтобы показать, как это все работает, я выключу все слои и буду включать их по очереди снизу вверх, показывая фото, которые получаются в промежутке. Естественно, не все промежуточные варианты (их слишком много), а только пронумерованные:

Страшилка на ночь! Самый страшный HDR в моей жизни

1. Тут я просто смешал 2 самых светлых исходника, отвечающих за левую и правую половину фото, и вырезал мои пальцы из серединки. Обратите внимание - я сразу сделал тени достаточно темными и низкоконтрастными. К этой экспозиции я буду приводить следующие кадры, совмещая общую и локальную экспокоррекции.

Страшилка на ночь! Самый страшный HDR в моей жизни

2. Добавил кусок светлой зоны из более темного исходника (он тоже снимался с пальцами в центре, но пальцы закрывали меньший кусок).

Тут я сделаю небольшое отступление в сторону и уберу корректирующие слои между шагом номер 1 и номер 2

Страшилка на ночь! Самый страшный HDR в моей жизни

Обратите внимание, что маска для темного кадра нарисована с минимальной зоной перехода. А теперь посмотрите ва нижний левый угол: как видно, маска там нарисована прямо на волнах, причем "елочкой". Зигзаг рисовался с учетом положения волн в каждом кадре и в готовом бутерброде они не выглядят ни смешанными, ни размазанными.

И еще - я закрыл воду более темным кадром, хотя обычно стараюсь максимально использовать именно светлые исходники (шумы меньше). Но вода в верхнем кадре проработана достаточно прилично, засветки на бликах поменьше, и, главное, волна легла интереснее :)

Вернем все корректирующие слои и продолжим

Страшилка на ночь! Самый страшный HDR в моей жизни

3. добавил еще кусочек светлой зоны, и это кадр был с пальцам.

Страшилка на ночь! Самый страшный HDR в моей жизни

4. открыли центр полностью. У кадров, добавленных на шаге 2, 3 - есть небольшие зайцы на тенях, а у номера 4 - сильные, вплоть до зеленых пятен (поскольку там полностью открыт источник света), но я добавлял только те куски кадров, где практически нет этих дефектов. В итоге на всем фото после сборки оказалось всего 2 зайца, причем небольшие, и я их выровнял аккуратным корректирующим слоем.

Страшилка на ночь! Самый страшный HDR в моей жизни

5. Начал добавлять воду в центральной засвеченной части

Страшилка на ночь! Самый страшный HDR в моей жизни

6. И еще чуток

Страшилка на ночь! Самый страшный HDR в моей жизни

7. Ура, видно море! Получил не слишком контрастное фото, в котором есть все детали и в светах, и в тенях!

Страшилка на ночь! Самый страшный HDR в моей жизни

8. Улучшаю малость

Страшилка на ночь! Самый страшный HDR в моей жизни

9. И еще улучшу

Страшилка на ночь! Самый страшный HDR в моей жизни

10. Пришел к окончательному варианту.

При всей ужасности этого бутерброда, у которого 40 слоев, из которых 32 - корректирующие, сборка занимает не так много времени.

Сначала я быстро и грубо собираю фото, не заботясь ни о точности экспокоррекции, ни об аккуратности масок в местах переходов. Это делается за пару минут. Потом вычищаю получившийся бутерброд, аккуратно прорисовывая переходы и поправляя параметры корректирующих слоев для абсолютно точного сведения кадров. Для такого HDRа это может занять минут 10, но для нормального - все делается за намного меньшее время. Потом - окончательный тонмаппинг, его делаю по настроению, возвращаясь несколько раз к уже готовому фото. Это тоже не требует больших затрат времени. Я редко сильно изменяю маски у уже готовых корректирующих слоев, отвечающих за тонмаппинг. Чаше просто добавляю новый слой, улучшающий что-то у части фотографии. Поэтому слоев тонмаппинга так много, хотя все они очень простые (кривая с 1-2 точками).

P.S. Как всегда напоминание для Страшилка на ночь! Самый страшный HDR в моей жизни [info]bulka и других копипастеров/контентмейкеров: данный текст не предназначен для "творческой" переработки и включения кусками в чужие тексты, размещения на сайтах, передачи по проводам и исполнения в танце. Это произведение защищается российским и международным законодательством об АП (разделом об интеллектуальной собственности в ГК и т.д.) и предназначено исключительно для внимательного чтения, обсуждения тут и в других местах, расширения кругозора и повышения личного творческого потенциала читателей. (тут - про булку, чтобы не спрашивали больше)



не забываем до Mастер-класс по панорамам и HDR в Москве в конце октября 2011

Понравилось? Пиарим! :)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Они размахивают своим патриотизмом, как индульгенцией. У них теперь все что угодно – хоть спортивный матч, хоть "Евровидение" - превращается в Сталинград. Немудрено, что, по мнению Крашенинниковой, Уралвагонзавод, выпускающий танки, – это гражданское общество. "Надо, господа, дело ...
Королевская семья Нидерландов сделала заявление о дальнейшей учебе принцессы Алексии. Королевская семья Бельгии сообщила о дальнейшей учебе принцев Габриеля, Эммануэля, Эмирика и Николя. По традиции в голландской королевской семье, принцесса Алексия взяла годовой академический отпуск ...
А это была, оказывается, диктатура мелкого бизнеса. Нас не может не интересовать вопрос, из каких социальных кругов вышли чекисты двадцатых тридцатых годов, где они работали непосредствен но перед тем, как перейти в органы. Не может не вызвать чрезвычайное удивление то, что в ...
Так бы и не дошёл до музея Павлова. Если б не любимые коллеги, по доклинике. Устроили Экскурсию; а та-ам!.. А я ещё удивлялся, откуда у них, в рязанском институте, сколько гениальных, кроме шуток, доклиницистов. А вот! Традиция-с. С ними и будем Работать, например. К ...
vse_ebnulis - классный ник))) Как там хОзяин сообщества глаголил? "на латинице"? да? Не вопрос.. "a ne sosnut li tebe?" просто ник будущий.. на латинице, без мата... ты, ПРОСТОЙ- точно "ebnulsYa", а что, я на латинице пишу...... ...