Страна лентяев и сладкоежек
all_collector — 03.01.2024Здесь поднимается тема человеческих проступков, которые включают в себя праздность и чревоугодие. Она пронизывает все социальные классы, о чем свидетельствуют представители трех социальных групп — солдат, крестьянин и литератор. Летаргия и капитуляция перед пороком тесно связаны друг с другом.
Молочные реки, кисельные берега, и совершенно не нужно работать, чтобы добыть пропитание. Чем не страна мечты? Питер Брейгель — старший сомневался, что это хорошее место
О выдуманной стране гастрономического изобилия мечтали еще античные авторы, а в средневековой Европе эту тему с энтузиазмом развивали. Французы называли эту фантастическую землю Кокань, итальянцы — Кукканья, немцы — Шлараффенланд, фламандцы и голландцы — Лёйлеккерланд (буквально — «страна лентяев и сладкоежек»).
Одно из первых средневековых описаний чудесного края сохранилось в старофранцузской стихотворной новелле XIII века: стены домов там сложены из рыб, поля огорожены жареным мясом, вдоль дорог стоят накрытые столы, а в реках вместо воды вино.
В этом земном раю человек не должен был трудиться и мог вволю предаваться праздности, приятно проводя время в атмосфере свободной любви и поправляя здоровье в источнике молодости.
Но главный мотив в этом и других произведениях на ту же тему — еда, которой всегда вдоволь, и даже пост в стране Кокань соблюдают только раз в 20 лет.
«Быть лежебокой, объедаться и делать, что захочется, — три порочные черты», — сказано во фламандском тексте 1546 года.
Брейгель, вслед за художником Петером Балтенсом, с гравюры которого он многое заимствовал, воспроизводит на своей картине сюжеты из этих текстов и их сатирический смысл. А учитывая, что «Страна лентяев» создана как раз во время обреченного на неудачу восстания жителей Испанских Нидерландов против власти Габсбургов, возможно, живописец адресовал критику соотечественникам.
1. Крестьянин.
Теория о трех сословиях — oratores («молящиеся»), bellatores («сражающиеся») и laboratores («трудящиеся», «пашущие»), — на которые делится христианский мир, утвердилась в Европе с XI века.
И хотя в XVI столетии структура общества была гораздо сложнее, центральные персонажи картины представляют эти три категории. Крестьянин, который, как ремесленники и торговцы, относится к третьему сословию, спит, позабыв про свое орудие труда — цеп.
2. Воин.
Представитель «сражающихся» отложил копье и латную перчатку. Праздность и обжорство уравняли все сословия.
3. Клирик.
Он забросил атрибуты человека интеллектуального труда: книгу и письменные принадлежности.
4. Вход.
Во фламандском тексте 1546 года написано, что в страну волшебного изобилия попадают, проев проход в огромной горе из каши.
5. Дерево.
Ось альтернативного мира и пародия на райское древо: на нем искусительные вещи, провоцирующие на грех чревоугодия и праздности.
6. Черепица из выпечки. Образ, кочующий из одного текста о стране изобилия в другой. Выражение «крыша крыта пирогами», обозначающее незатейливый рай глупцов, вошло в поговорку. Этот же образ присутствует на картине Брейгеля «Нидерландские пословицы».
7. Зевающий. Уже зажаренной дичи в изобильной стране водится столько, что стоит зевнуть, как она сама летит в рот. К персонажу на картине Брейгеля тоже направлялась такая птица, но ее стерли при одной из реставраций.
Этот мотив встречается еще в Античности, например у греческого комедиографа V века до н. э. Ферекрата, в произведении которого в сказочный подземный мир дармовой еды проваливаются шахтеры.
8. Поросенок.
В описаниях страны Кокань упоминаются свиньи с уже воткнутыми в них ножами, чтобы каждый желающий мог отрезать себе кусок. Похожий поросенок изображен и на картине «Нидерландские пословицы», что, возможно, отсылает к выражению «свинья заколота в живот» со значением «сделанного не воротишь».
9. Море.
Молочные водоемы в текстах о стране изобилия отсылают к Ветхому Завету. Там Земля обетованная названа «текущей молоком и медом».
10. Гусь на тарелке.
Главные персонажи расположены вокруг дерева, словно спицы вокруг оси колеса, и на месте четвертой такой «спицы» — зажаренная дичь. Американский историк Росс Фрэнк видит в этом намек на судьбу предводителей восстания 1566–1567 годов: их арестовал, а впоследствии казнил наместник испанского короля герцог Альба.
Geus, «гусь» — прозвище нидерландских кальвинистов, непримиримых врагов испанцев; кроме того, звучит похоже на слово «гёз», как именовали участников восстания. По мнению Фрэнка, Брейгель, возможно, так упрекал в праздности и легкомыслии нидерландские сословия, которые оказались не готовы к борьбе.
|
</> |