Стояли храбрые грузины - 5
qebedo — 04.11.2019 Великий НепростойПоследующие после 1604 года 25 лет истории Картли были тесно связаны с одним человеком, и это был даже не сменивший умершего в 1606 году Георгия Х его сын Луарсаб II. С этого года начинается возвышение одного из самых известных (в мире) грузин в истории - князя Георгия (Гиорги) Саакадзе (он же Саакадзе-Моурави), получившего прозвище Великий Моурави.
Вот так увидел Георгия Саакадзе другой знаменитый грузин - Нико Пиросмани
Вопреки распространенным до сих пор легендомифам, Саакадзе не были "простыми азнаури" (разве что очень дальние предки Георгия) - уже его прадед Иванэ Саакадзе получил статус тавада и должность моурава Тбилиси, которая стала наследственной в роду и даже была закреплена как фамилия - Саакадзе-Моурави. Занимал наследственную должность и носил родовую двойную фамилию и отец Гиорги - Сиауш (Шиош) Саакадзе. Так что молодой аристократ (родившийся в 1570 году) вполне предсказуемо попадает в число ближайших соратников царя Симона I и участвует рядом с ним (в отряде царских телохранителей) в войне с османами. А Георгий Х уже делает опытного и прославившегося воина командиром своих телохранителей. Вместе с царем Саакадзе участвует на стороне персов в осаде Еревана в 1604 году, где, видимо, его замечает (чтобы потом отмечать) сам шах Аббас.
Георгий Х по окончании осады Еревана производит своего тезку в дидебули - высший слой тавадов ("старшие в роду"), то есть Саакадзе стал главой своего клана ("под фамилией Моурави"). Видимо, это как-то связано с тем, что Шиош Саакадзе передает сыну свой пост моурава Тбилиси в 1605 году (отец, скорее всего, удалился на покой по старости или по болезням). Позднее Саакадзе-Моурави получает пост моурава Цхинвали (город) и Двалети (область - нынешняя Южная Осетия и ее окрестности), а в итоге становится моуравом всего Картли, то бишь достигает поста моуравта моурави (моуравтухуцеса). В общем, Георгий превращается в самого могущественного человека в Грузии после царя, а фактически его власть и влияние превышают царские.
Единственное прижизненное изображение Георгия Саакадзе (набросок некоего криворукого итальянского путешественника)
Свое положение Саакадзе смог укрепить серией выгодных браков. Одну дочь он выдал за Теймураза Багратиони-Мухранского, потомка царского рода, другую - за сына атабега Самцхе, султанского казначея Парад-пашу Джакели, а сына Автандила Саакадзе женил на дочери имеретинского царя Георгия III. За всё за это (а не из-за презрения к "выскочке-азнаури", которым, как видим, Гиорги никогда не был) его и возненавидели тавады Картли по нехитрому принципу "против кого дружим". Особливо же возопияли они, когда в 1611 году молодой царь Луарсаб II женился на сестре Саакадзе (история отчего-то даже не сохранила ее имени, хотя из-за нее разразились события, приведшие к самым катастрофическим последствиям).
Знать всея Грузии сбежалась и практически силой развела царя с женой. Во главе недовольных встал воспитатель царя (и потому его доверенный советник) Шадиман Бараташвили, убедивший Луарсаба в том, что Великий Моурави замышляет зло против его жизни и сам метит в цари. Решено было тайно убить Георгия на охоте, но "что знают трое - знает и свинья", Саакадзе предупредили о заговоре, и он бежал в Персию, ко двору Аббаса I. На самом деле в Исфахане, столице Персии, уже давно существовало сильное "грузинское лобби" - многие грузины переселялись сюда, к более роскошному и богатому двору шахов, принимали ислам и основывали целые династии дипломатов, полководцев, чиновников. Так что появление Саакадзе большой неожиданностью не стало.
Пушкарь Аббаса Великого
Аббас всё еще вел войну с османами, и опыт Моурави как "полевого командира" ему сильно пригодился. Отличился Саакадзе и в войне против Великих Моголов, а также смог подружиться с лидером грузинской диаспоры в Исфахане, царевичем Ростомом, сыном царя Картли Давида IX (Дауд-хана), брата Симона I и дяди Георгия Х. А пока грузинский герой совершал всякоподвиги на его службе, шахиншах Аббас задумал "окончательное решение грузинского вопроса" - воцарение Луарсаба II в Картли, а особенно Теймураза I в Кахети, а также шашни обоих с русскими царями, пока шах был связан войной с османами, вызывала серпоприкосновенную реакцию его царственных тестикул... Над Грузией сгустились одни из самых черных туч в ее истории.
|
</> |