Столица парового движения
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Столица парового движения Столица парового движения](/images/main/stolica-parovogo-dvijeniya-d03a1f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/6111725/6111725_original.jpg)
В предыдущей заметке я написал, что в начале ХХ века паровые автобусы были для Великобритании делом привычным и, можно сказать, почти обыденным. Однако это могло произойти гораздо раньше, если бы не заскорузлый консерватизм мышления британских законодателей, принявших в 1865 году так называемый "Локомотивный акт", он же - "Акт о красном флаге".
Этот феноменально дурацкий закон ограничивал скорость движения по городским улицам безрельсовых механических экипажей двумя милями в час, то есть, скоростью медленно бредущего пешехода. Вдобавок, перед каждым таким экипажем должен был шагать человек с красным флагом и громкими криками предупреждать всех встречных об опасности. По слухам, закон был пролоббирован владельцами компаний конных омнибусов, которые просто не хотели ничего менять, вкладывать деньги в технические новинки и не нуждались в конкурентах.
В результате, разработка автомобилей в наиболее промышленно развитом регионе мира застыла на 30 лет, поскольку эксплуатация их с такими ограничениями не имела ни малейшего смысла и превращалась в посмешище. Закономерным следствием этого закона, отмененного только в 1896 году, стала утрата Англией статуса мирового лидера в области автомобилестроения и переход его к Германии и Франции.
Однако закон не распространялся на Шотландию, поэтому центр разработки самодвижущихся экипажей вскоре сместился из Лондона в шотландскую столицу Эдинбург. В начале семидесятых годов позапрошлого века этот город можно было назвать мировой столицей стимпанка, поскольку по его улицам этого города уже курсировали паровые автобусы, причем разных моделей, чего не было ни в одной из европейских столиц.
Все началось с того, что местный изобретатель Роберт Уильям Томсон в 1869 году наладил вывоз угля с шахт на разработанном им грузовом автопоезде, изображение которого помещено на заставке . Вскоре его посетила мысль о том, что локомотив этого поезда вполне годится и для перевозки пассажиров, надо только разработать соответствующий вагон.
![Столица парового движения Столица парового движения](/images/main/stolica-parovogo-dvijeniya-43759c.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/6112023/6112023_original.jpg)
И уже через год первый паровой автобус Томсона вышел на испытания. Он представлял собой большую двухэтажную "двуколку", прицепленную к трехколесному паровозу. Машина, получившая название "Нью Фаворит", весила 19 тонн и могла перевозить до 40 человек: 16 на первом этаже, где в салоне стояли мягкие диваны, и 24 - на втором, где вдоль открытых бортов шли простые деревянные лавки. Двигатель развивал мощность 10 л.с, чего было достаточно для движения по ровной дороге со скоростью до 12 км/ч.
![Столица парового движения Столица парового движения](/images/main/stolica-parovogo-dvijeniya-84e44a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/6112339/6112339_original.jpg)
В 1871 году появился второй автобус с усовершенствованным локомотивом и немного видоизмененным вагоном. Он был заказан колониальным правительством Индии, но по какой-то причине остался в Шотландии, где и стал возить пассажиров.
![Столица парового движения Столица парового движения](/images/main/stolica-parovogo-dvijeniya-7d5d51.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/6112683/6112683_original.jpg)
Рисунок "индийского" автобуса Томсона из октябрьского номера журнала The Engeneer за 1871 год.
![Столица парового движения Столица парового движения](/images/main/stolica-parovogo-dvijeniya-8f16fb.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/6112862/6112862_original.jpg)
Фотография еще одного томсоновского безрельсового локомотива, получившего название The Derwent. Его шины были впервые в мире изготовлены из литой резины, то есть, из натурального каучука, что обеспечило более плавный ход, чем на деревянных или железных колесах.
![Столица парового движения Столица парового движения](/images/main/stolica-parovogo-dvijeniya-9942b8.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/6113068/6113068_original.jpg)
И его технический рисунок. Левое ведущее колесо условно не показано. По проектам Томсона в 1869-1877 годах в Шотландии построили 32 "уличных паровоза" с двигателями мощностью от восьми до 12 лошадиных сил. Последние из них изобретатель уже не увидел, поскольку он умер в 1873 году.
![Столица парового движения Столица парового движения](/images/main/stolica-parovogo-dvijeniya-e4b573.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/6113356/6113356_original.jpg)
В 1873 году в городе Тетфорд был построен безрельсовый локомотив Чарльза Баррела. Тоже трехколесный, но - с горизонтальным котлом. Позже его купило турецкое правительство и, по некоторым данным, он использовался в качестве тягача на русско-турецкой войне 1877-78 годов.
![Столица парового движения Столица парового движения](/images/main/stolica-parovogo-dvijeniya-ebd332.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/6113705/6113705_original.jpg)
![Столица парового движения Столица парового движения](/images/main/stolica-parovogo-dvijeniya-15b2cb.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/6114008/6114008_original.jpg)
![Столица парового движения Столица парового движения](/images/main/stolica-parovogo-dvijeniya-77f844.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/6114203/6114203_original.jpg)
Еще один шотландский паровой омнибус, спроектированный инженером Леонардом Тоддом, был назван "Эдинбургом" и запатентован в 1872 году. Он был меньше "Пионера", но опирался на четыре колеса и имел аж две дымовые трубы. Правда, мне не удалось выяснить, был ли он построен или так и остался на бумаге.
![Столица парового движения Столица парового движения](/images/main/stolica-parovogo-dvijeniya-af095a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/6114332/6114332_original.jpg)
А вот этот интересный паровой микроавтобус на шестерых пассажиров, разработанный инженером Чарльзом Рэндольфом из Глазго, был воплощен в металле и даже экспонировался на всемирной выставке в лондонском "хрустальном дворце". Машина, построенная в 1872 году, весила 4,5 тонны и была оснащена двумя двухцилиндровыми паровыми двигателями, каждый из которых работал на одно заднее колесо, сообщая экипажу скорость 10 км/ч.
Как видно на фото и на рисунке из американского журнала Scientific American, мистер Рэдклифф был первым в мире автоконструкотором, который позаботился об удобстве для водителя, сделав для него закрытую кабину. Кроме того, его "карета" была впервые в мире оснащена зеркалом заднего вида. К сожалению, она не заинтересовала покупателей, так и оставшись в единственном экземпляре.
|
</> |