Стоимость мессы
auvasilev — 07.02.2022 У меня есть множество предположений, но до сих пор нет полного и окончательного понимания, почему массовому читателю много более известны именно молодые годы Генриха IV. Одна из наиболее экзотических моих версий состоит в том, что просто первая часть дилогии старшего Манна оказалась более талантливой, чем вторая.Но, если чуть серьезнее, то, конечно, путь Генриха Наваррского к французской короне, со всеми этими переходами туда-сюда из католичества в протестантизм, с увлекательнейшим сначала романом, а потом и браком с блистательной Марго, Варфоломеевская ночь, постоянные заговоры, сражения и убийства друзей, союзников и врагов – всё это и многое другое подобное представляет собой кладезь очень увлекательных авантюрных сюжетов значительно более богатый, особенно не для академической истории, а для массовой культуры, чем годы уже много более спокойного правления зрелого Генриха.
И всё-таки, с моей точки зрения, главный свой поступок в жизни этот человек совершил уже на троне, когда ему было сорок пять. Имею в виду Нантский эдикт.
К сожалению, полного текста этого документа в профессиональном переводе я до сих пор не нашел, сам его очень подробно и внимательно многократно читал в оригинале ещё в середине семидесятых с помощью Галины Александровны Китайгородской, которой и сейчас за это весьма признателен. Он достаточно пространный, там девяносто три публичных статьи и ещё тридцать шесть так называемых «секретных», но общий смысл можно изложить предельно коротко. Твое вероисповедание не имеет определяющего значения, если ты «добрый француз». В смысле, не совершаешь особых преступлений и по возможности исполняешь определенные юридические и финансовые обязательства перед государством и государем, подданным которого являешься. Для примера приведу всего лишь пару цитат.
«Также запрещаем всем нашим подданным всякого звания и положения отнимать силой и обманом, против воли их родителей, детей названной религии (протестантизма – А.В.), чтобы окрестить и конфирмировать их в католической, апостольской и римской церкви. Эти же запрещения относятся и к исповедующим так называемую реформированную религию, под страхом примерного наказания».
«Повелеваем, чтобы не было никакого различия в отношении названной религии при приеме учеников в университеты, коллегии и школы, а больных и бедных в госпитали и учреждения общественного призрения».
Был ли этот эдикт идеальным, полностью ли устанавливал свободу совести и вероисповедания и имел ли недостатки? Конечно же не был и конечно же имел великое множество. Более того, и католики, и протестанты остались недовольны, порой очень сильно. Но обратите внимание на дату. 1598 год. Через восемьдесят с лишним протопопа Аввакума с товарищами сожгли в пустозерском срубе.
И ведь смысл даже не в конкретных нюансах статей эдикта. А в том, что тридцать лет до этого шла кровавя резня, по сути религиозная гражданская война, а после установилось практически столетие мира и относительного, но реального процветания. И когда начинают рассуждать о несовершенстве и недостатках Нантского эдикта, я всегда очень умиляюсь.
Ещё в школе, помню, испытывал некоторое удивление. Когда изучали отмену крепостного права, то особый упор делался на то, сколько непоправимых ошибок при этом сделал Александр II. Таких страшных, что недаром его в результате убили. То есть, так до конца историки и не выяснили, кто крестьян полностью официально закрепостил, но, во всяком случае, к государям, которые в этом подозревались, особых претензий не предъявлялось. А вот на Александра, который освободил, вешали всех собак. Как-то не так освободил, сукин сын.
Сталин, который организовал на моей родной Колыме «Дальстрой», он великий. А Хрущев, который этот трест закрыл, клоун и волюнтарист. Про Горбачева уже вовсе молчу. Единственный, на мой взгляд, руководитель советского государства, который не запретил и отнял, а разрешил и дал, вовсе полный предатель и негодяй. И разрешил не так, и дал не то. Не только сукин сын, но и сам жуткая сука.
А Генрих IV тоже поплатился за свой гнилой либерализм и недостаточную чистоту нравственных устоев. Пятидесяти шести лет он был убит ревностным католиком, школьным учителем Франсуа Равальяком, естественно, носителем и защитником высоких духовных ценностей.
А вообще-то Генрих был жутким бабником и гулякой. Не все помнят, что популярная в свое время песенка «Жил-был Анри четвертый» посвящена именно ему.
Любил вино до черта,
Но трезв бывал порой.
Это правда.
|
</> |