Стивен Моффат: новость и интервью для thinkprogress

Глава Академии Тим Корри сказал:
"У Стивена был выдающийся год успеха 'Доктора Кто' и 'Шерлока', не говоря уже о фильме 'Приключения Тинтина', и мы счастливы почтить его вклад в телевидение и искусство на церемонии вручения Бафты 27 мая. Он - один из лучших представителей своего ремесла, и его приз, который вручается в честь покойного великого Денниса Поттера, является абсолютно заслуженным".
Стивен отреагировал на новость так:
"Ничего себе! Специальный приз! Я даже не знал, что болен! Я очень рад - особенно после двух лет работы над 'Доктором Кто' и 'Шерлоком', двумя моими самыми любимыми сериалами. Конечно, работа и все люди, с которыми я работаю, всегда были единственной наградой, необходимой мне, - и я рад, что Бафта решила этим фактом пренебречь".
Церемония пройдет в воскресенье 27 мая и будет транслироваться на канале BBC1.
Подробнее - Radio Times.
И прекрасное интервью для сайта thinkprogress.
Алисса Розенберг, 7 мая 2012.
… Я говорила с Моффатом об одержимости современного общества сексом, о том, что мы наблюдаем рост Шерлока, и о том, как интерпретировать Мориарти, первого суперзлодея в мире, таким образом, чтобы это не выглядело как клише после всего множества основанных на его образе персонажей.
Вы экранизировали «Шерлока» и «Джекилла и Хайда», истории, написанные на рубеже веков. Вы проводите какие-либо параллели между временем развития технологий и нашим собственным временем социальных перемен?
Неумышленно. И, если честно, я не строил каких-то долгосрочных планов по экранизации викторианской литературы. Мне просто нравятся эти произведения. Идея сериала «Джекилл» принадлежит не мне, один парень по имени Джеффри Тейлор обратился ко мне, и мне понравилась эта мысль, потому что мне всегда нравился роман; и я всегда был фаном Шерлока Холмса. Есть ли в этом что-то особенное? Думаю, любая эпоха похожа на любую другую. Люди особенно не меняются. Мы всегда делаем всё то же самое. Так что, думаю, это просто срабатывает. Если посмотреть, что стало причиной скандала в Богемии в отличие от Белгравии, приходится немного поднять ставки, так как Ирен Адлер больше совсем не выглядит плохой девочкой. Она – оперная певица, которая вышла замуж и переехала на другое место жительства, – вот всё, что я вижу. Ее возможности несколько ограниченны по сравнению со смертоносными роковыми женщинами. Помню, когда я ребенком читал этот рассказ, и Шерлок там всё говорил о Женщине, единственной, которая его победила, я думал: у него были более интересные противники, чем она. А потом вас осеняет: да она ему нравилась, не так ли? Вот о чем эта история.
Мне очень нравятся слова, которые Ирен говорит Ватсону: «Вы – пара». Они не состоят в сексуальных отношениях, но они партнеры. Учитывая то, что всегда были спекуляции на тему отношений Ватсона и Холмса, думаю, это интересный способ обозначить отношения.
Это всегда определенно история любви. Не понимаю, почему это означает обязательное присутствие секса. Что это за странный повернутый на сексе мир, в котором мы живем, где обязательно нужно настаивать на том, что они занимаются сексом? Да почему? У Джона нет к этому склонности в любом случае, кем бы ни был Шерлок. Но я думаю, что вся сцена, в которой Ирен Адлер говорит, что она по большей части гей, хотя у нее были отношения и с мужчинами, вообще не об этом. Шерлок Холмс равнодушен к сексу. Ирен тоже. Она использует секс, чтобы получить то, чего хочет, у Джона Ватсона, к счастью, есть вереница подружек. На самом деле проблема всех этих людей – не секс. Любовь. Увлечение. Думаю, Джон Ватсон увлечен и восхищен Шерлоком Холмсом. Думаю, Шерлок Холмс целиком и полностью доверяет Джону Ватсону и предан ему. Думаю, Шерлок увлечен до такой степени, что он едва может функционировать в присутствии Ирен Адлер. А Ирен Адлер поначалу не очарована им, но постепенно влюбляется в него целиком и полностью, думая: «Вот еще один человек в этом мире, такой же ущербный, как и я, как это прекрасно». Кто сказал, что они все занимаются сексом друг с другом?
Это заставляет меня задуматься об отношениях в викторианскую эпоху, где чувства могли быть жестко регламентированы и подавляться, но также обеспечивались рамки, в которых люди могли строить свои жизни и вести домашнее хозяйство на различных условиях. Возможно, нашей классификации личности и отношений на самом деле недостаточно для описания человеческой природы?
Когда я писал этот сценарий, я размышлял: почему секс так важен? И был ли он всегда настолько важен, во все предыдущие эпохи существования человечества? Бьюсь об заклад, что нет. Думаю, мы одержимы сексом, до такой степени, что многие знакомые мне люди говорят: «Джон и Шерлок явно любят друг друга, значит, они занимаются сексом». Но можно любить кого-то и не быть в него влюбленным. Если у вас нет природной склонности влюбиться в кого-то, вы просто не влюбитесь. Но причем здесь секс? Правда, что у него общего с важными взаимоотношениями? Мы знаем, что любовь только растет со временем, а сексуальное желание ослабевает. Когда люди становятся старше, они уже не занимаются сексом так часто, как вначале. Мы знаем, что секс – менее значительная вещь. Я всегда говорю: есть истории любви и есть сцены секса. Вот вам разница в ценности этих двух понятий для нашей жизни.
И в прекрасной и очень болезненной сцене Рождества Шерлок вроде как понимает, что его равнодушие не приводит к тем результатам, которых он желал бы. Отчужденность не всегда может быть хорошим стратегическим решением для него, как это было раньше.
Это начало процесса, который длится три серии: Шерлок вырастает, становится мужчиной и перестает быть гениальным ребенком… он был полностью слеп, он совершенно не подозревал, кому был ее подарок, он понимает, что он ей небезразличен. Он понимает, что ей на самом деле больно. И он понимает, возможно, впервые в жизни, что ему не нравится то, что он только что сделал. Он думает: «Нужно это исправить». Он бывал жесток и раньше, но всегда либо неумышленно, либо это были незначительные случаи. И он думает: «Я должен это исправить. Это нехорошо, я способен на лучшее. И мне не все равно, что я только что ее обидел». Мы с Марком всегда говорим, что нашему Шерлоку еще двадцать лет до Бэзила Рэтбоуна. И наш Шерлок на двадцать лет моложе Бэзила Рэтбоуна. Его законченная версия никогда не будет такой жестокой, такой глупой. Вероятно, не будет и девственником. Я не могу представить этого человека девственником. Что-то когда-то случилось. Я думаю, что Шерлоку когда-то придется. Он – человек с прошлым… Вы увидите больше в «Баскервиле», где он столкнется со страхом и сомнением, и потерей в «Падении Рейхенбаха». Это горнила, в которых закаляется великий герой. Он еще не тот Шерлок Холмс, которого мы знаем и любим.
А что Майкрофт, который далек от человека, который, как нам было сказано, держит руку на пульсе всех государственных дел, но проводит время в основном в своем клубе?
Честно говоря, мы с Марком взяли эту версию Майкрофта из фильма Билли Уайлдера «Частная жизнь Шерлока Холмса». Там Майкрофта играет Кристофер Ли, он худой и довольно холодный, как жутковатый человек из секретной службы. Майкрофта из оригинала мы оставили далеко позади. Это снова попытка изобразить Шерлока Холмса таким, каким он должен быть. Каким-то образом мы знаем, что он происходит из богатой семьи, потому что только богатая семья могла ему так потворствовать. Тогда как его брат сделал блестящую карьеру и беспокоится о своем братце-сорванце, который недавно объявил, что станет частным детективом и будет ловить преступников.
А как насчет Мориарти? Вы вроде как повысили его от главаря местной шайки до международного террориста.
В Мориарти Дойл прекрасно изобразил крестного отца мафии еще до того, как их изобрели. С тех пор каждый суперзлодей в точности похож на Мориарти. Голдфингер в точности похож на Мориарти. Он изобрел суперзлодея. Если изображать его сейчас таким, как в оригинале, он будет выглядеть как величайшее клише в мире. Так что мы придумали Мориарти другого типа, такого, который был бы, полагаю, более опасным для Шерлока. Он очень умен. Но, думаю, сейчас очень умные люди ведут себя не так, как они вели себя раньше. Он другой. И нельзя, чтобы Мориарти действовал таким же образом, каким он действовал раньше. Все остальные уже изображали его таким. Думаю, Шерлок и Джон очень похожи на свои оригиналы, но Мориарти другой.