Стихотворение «Всё зло от баб»
nik_rasov — 17.09.2025
Написал Еврипид.
О Зевс! Зачем ты создавал жену?
И это зло с его фальшивым блеском
Лучам небес позволил обливать?
Иль для того, чтоб род людской продолжить,
Ты обойтись без женщины не мог?
Иль из своих за медь и злато храмов
Иль серебро не мог бы сыновей
Ты продавать, чего который стоит,
Освободив жилища нам от жён?
Что жёны зло, мне доказать не трудно.
Родной отец за дочерью, её
Взлелеявши, чужому человеку
Приданое даёт — освободи
Его от дочки только.
Муж, конечно,
Отравленной украсив розой сад,
Ей восхищен бывает. Точно куклу
Иль алмаз фальшивый, он жену
Старается оправить подороже.
Но и мужей жена нищит, и только.
И хорошо, кому попалось в дом
Ничтожное творенье, чтоб ни злого,
Ни доброго придумать не могла.
Но умницы!..
Избави боже, если
В ней на вершок побольше, чем в других,
Ума, излишек этот Афродите
На пользу лишь — коварством станет он.
Напротив, та, которая природой
Обижена жена, по крайней мере,
На хитрости Киприды не пойдёт
Приспешниц — вот от жён подальше надо.
Вы сторожить поставьте терема
Зверей, когда хотите, да не этих
Пособниц, зверь укусит, да не скажет,
А то хозяйка козни мастерит,
А нянюшка их по свету разносит...
Такие рассуждения вложил Еврипид в уста Ипполита — героя своей
одноимённой трагедии.
Ипполит сын Тесея от первого брака. Мать Ипполита была амазонкой,
она погибла, мальчик осиротел, а Тесей взял другую жену.
Ипполит — царский сын, но он не связан обязанностями по управлению государством и не стремится к ним. У Тесея подрастают законные наследники от второго брака, первенца же вполне устраивает роль царского сына и образ жизни «золотой молодёжи».
Иль быть царём так сладостно для тех,
Кто истинно разумен? Ой, смотри,
Здоров ли ум, коли корона манит.
Я первым быть меж эллинов горел
На играх лишь, а в государстве, право ж,
И на втором нам месте хорошо...
Средь избранных, конечно. Там досуг,
Да и в глаза опасность там не смотрит,
А это слаще, царь, чем твой престол.
Ипполит проводит дни упражняясь в спортивных играх и травле
зверя. Женщин он чурается, предпочитая им общество друзей, но
никакого намёка на его гомосексуальность Еврипид не делает, по
крайней мере в том переводе трагедии, что попал мне в руки.
Ипполит невинен, избегает разврата и блюдёт чистоту.
И вот это его пренебрежение любовными утехами и привело Ипполита к
гибели.
Согласно своим склонностям, Ипполит оказывает знаки уважения богине Артемиде, забывая отдавать должное Афродите — богине любви. Ревнивая богиня решает наказать Ипполита и внушает Федре (мачехе Ипполита, жене Тесея) любовь к своему пасынку. Федра, изнывая от преступного чувства, открывается своей кормилице:
«Ах, няня, няня, я тоскую,
Мне тошно, милая моя:
Я плакать, я рыдать готова!..»
— Дитя моё, ты нездорова;
Господь помилуй и спаси!
Чего ты хочешь, попроси...
Дай окроплю святой водою,
Ты вся горишь...
— «Я не больна:
Я... знаешь, няня... влюблена».
Кормилица решает, что лучше уж Федре открыться Ипполиту и
удовлетворить страсть, чем гибнуть от неразделённого чувства и
берётся сладить дело — она идёт к Ипполиту.
Однако Ипполит приходит в ужас от такого предложения и решительно
отказывается вступать в связь с мачехой. Всё открыть Тесею ему
мешает лишь заранее данное кормилице честное слово не рассказывать
никому то, что она ему открыла.
Федра упрекает кормилицу в том, что она сгубила её собственной
неосторожностью, выдав тайну.
Кормилица несколько справедливо замечает, что она хотела лишь
услужить своей госпоже. Сделать как лучше. И если бы не неудача, не
упорство Ипполита, то хозяйка сейчас превозносила бы мудрость своей
рабы.
«Ведь ум людей, — говорит кормилица, — не то же ль, что успех?»
И тут она права — одни и те же действия могут привести и к победе,
и к поражению, в зависимости от того, как сложатся внешние
обстоятельства. И при первом исходе дела человека объявят мудрецом,
а при втором — глупцом.
Важен результат.
«Всё решает последний дюйм».
А поговорка «суди о поступке по намерению, а не по результату» —
утешение для неудачников.
И хоть Ипполит и собирался молчать о происшедшем, Федра знает,
что правда так или иначе выйдет наружу и она, вместе с потомством,
будет навек опозорена. Поэтому Федре видится лишь один исход —
умереть, совершить самоубийство.
Федра вешается, однако оставляет записку.
В записке она сообщает, что Ипполит её домогался (возможно, и
изнасиловал) и что она вынуждена из-за этого покончить с собой.
Записку Федра пишет не с целью отомстить отвергнувшему её Ипполиту,
а для того, чтобы сберечь собственную честь.
Тесей читает предсмертное письмо жены, обвиняет Ипполита, тот отпирается, но его отец, поддавшись гневу, не проводит никакого разбирательства, приговаривает сына к изгнанию и кроме того просит Посейдона (задолжавшего каким-то образом Тесею три желания) покарать распутника.
Ипполит мчится по взморью на колеснице, из глубин моря возникает
чудовище, посланное Посейдоном, пугает коней, кони несут, Ипполит
падает и погибает от ран.
Перед смертью он клянётся отцу, что не совершал того, в чём его
обвинила Федра, Тесей ему верит и остаётся с мёртвыми телами жены и
сына на руках и камнем на душе.
Такие, вот, дела творились в старину в славном эллинском городке Трезене.
А в своей трагедии «Ипполит» Еврипид показывает нам, что человек, даже не совершающий с виду ничего предосудительного, вполне может пасть жертвой богов из-за простого неудовольствия и ревности последних. И что боги вполне могут обойтись безо всяких громов и молний, а использовать в качестве оружие такое, казалось бы, светлое чувство, как любовь.
|
|
</> |
Междугородняя эвакуация автомобиля — что важно знать заранее
Депутат РФ: «Пусть копают себе могилу»
Славой Жижек ужасен
Открылось ночное кабаре "Мулен Руж"
Есть ли у танка жизнь без башни
Как много еще ...
35 лет альбому Iron Maiden "No Prayer for the Dying"
Стабильность.

