
Стела 1 из Ц'ибатнах (Петен, Гватемала)

Kovač M., Garcia D., Špoták J., Puhovanova I., Ventura S., Pérez E., Pérez H., Bundzel M., Silhan L., Hliboky M., Safronov A., Beliaev D. Contexto histórico-epigráfico de una nueva estela y otros resultados de las nuevas excavaciones en el sitio arqueológico Tz'ibatnah, Petén, Guatemala // 35 Simposio de Investigaciones Arqueologicas en Guatemala 2022. T. 1. Guatemala: Ministerio de Cultura y Deportes, Instituto de Antropología e Historia, Asociación Tikal, 2023. P. 293-306.
В 2021 г. наши словацкие и гватемальские коллеги из Регионального археологического проекта Вашактун под руководством Милана Ковача из Братиславского университета вели раскопки на археологическом памятнике Ц'ибатнах на севере Гватемалы. Нашли его еще в 2010 г., потом вели работы в 2011 и 2015 гг., а после пандемии решили провести еще один сезон.

Археологический памятник Ц'ибатнах (Петен, Гватемала). Карта составлена Т. Драпелой.
Ц'ибатнах расположен в 20 км на юго-восток от гораздо более известного памятника Рио-Асуль. Судя по исследованиям, историческая судьба Ц'ибатнаха тоже похожа на рио-асульскую - равитие города началось в позднеформативный период (III в. до н.э. - II в. н.э.), первый расцвет пришелся на раннеклассический период (IV-V вв.), в VI в. город был разрушен и оставлен, а с начала VIII в. начинается новый подъём.
Раньше основная проблема состояла в том, что в Ц'ибатнахе не было иероглифических надписей. Там был обнаружен так называемый "Дворец росписей", в котором задокументировано 160 граффити. Одно из них содержало иероглиф. Милан Ковач полагает, что это титул "царь Хушхаб(те)" и древним названием Ц'ибатнаха было Хушхабте, но я несколько скептичен.
В ходе разведки одного из секторов города местный рабочий сеньор Хуан Крус обнаружил на вершине пирамиды PT-XXI резную стелу.

Пирамида PT-XXI, Ц'ибатнах. Чертеж Энрике Самбрано.(EXCAVACIONES EN EL PETEN NORESTE V:
Tz´ibatnah y El Ramonal. TEMPORADA DE CAMPO 2021. Bratislava, 2023. P. 84)
Высота монумента - 1,95 м, ширина - 1,05 м. Она сломалась у основания и была повалена. Только одна сторона была резная и содержала изображение человеческой фигуры и иероглифическую надпись.

Стела 1 до расчистки (фотография Доры Гарсия; EXCAVACIONES EN EL PETEN NORESTE V:
Tz´ibatnah y El Ramonal. TEMPORADA DE CAMPO 2021. Bratislava, 2023).
Саму стелу я не видел, поскольку после полевой документации археологи ее закопали, чтобы защитить от эрозии и грабителей. Фотографии и фотограмметрическую модель, которую сделал Якуб Шпотак, прислали нам с Александром Сафроновым из МГУ, и мы начали c ними работать. Стало ясно, что на монументе был изображен правитель/военачальник в головном уборе в виде теотиуаканского знака года. Надпись организована в две колонки: правая (B1-8) стандартно содержала дату и сообщение об установке стелы, а вот левая (А1-8) оказалась необычной. Верхние знаки в целом сохранились лучше, чем нижние.

Ц'ибатнах, Стела 1 (прорисовка А.В. Сафронова)
По палеографическим признакам ясно, что стела датируется раннеклассической фазой (IV-V вв.). К сожалению, дата точно не реконструируется, поскольку записана лишь частично. Я в статье привожу несколько вариантов - 381, 387, 394, 400, 407, 413, 419, 426 и 432 годы.
В чем состоит необычность текста левой колонки? Он описывает саму сцену и начинается назывным оборотом у-бах ("это образ"), а вот дальше идет не имя и титулы, а уникальный дифразизм (конструкция из двух синтактически соположенных слов, противопоставленных или взаимодополняющих друг друга, для передачи понятия, невыводимого из его составляющих) у-те у-пакаль (букв. "его дротик и его щит", или "оружие/войско/воинская сила"). Так вот, обычно в надписях майя этот оборот обычно выглядит как у-ток' у пакаль (букв. "его копьё и его щит"), а "дротик и щит" сразу же заставляет вспомнить астекский дифразизм йаочималли или "война" ("стрела/дротик и щит"). А поскольку стела скорее всего относится к рубежу IV-V вв., то теперь сразу начинает приходить на ум возможное теотиуаканское влияние, связанное с событиями 378 г. и подчинением земель майя Теотиуакану.
В общем, с историей Ц'ибатнаха и его древним названием разобраться не получилось, зато появились новые вопросы. Ну это как водится. Красивые и хорошо сохранившиеся тексты это не для нас - вспомнить хотя бы маркер со стадиона для игры в мяч из Эль-Чиваля (Буэнависты).
Интересно, что так же, как и помянутый маркер, стелу жители Ц'ибатнаха почитали и в более поздние времена. Перед ней было найдено жертвенное приношение начала IX в. Так что это еще один пример любви к древностям у майя.
|
</> |
