Ставрополь. От вокзала к центру.

топ 100 блогов flackelf08.04.2023 Город Ставрополь - очень интересен и совсем зря многие проезжают мимо него. Вот не повезло ему с железной дорогой, это да, но таковы тут особенности рельефа. Город основывался прежде всего как русская крепость на Кавказе и заложили её на горе, на высоте 500 метров над уровнем моря. Это случилось в 1777 году, то есть за 100 лет до того, как на Кавказ пришла первая железная дорога. Во времена иные возможно крупным городом на Северном Кавказе стал бы то же Невинномысск, у которого с жд сообщением всё в порядке.
И развивался Ставрополь изначально как опорный и административный пункт, как тыловая база Русской армии на Кавказе. А в более широком смысле - тылом всего нашего имперского продвижения в сторону Кавказа. И происходило это по историческим меркам не так уж и давно, при этом Кавказ это не Сибирь или Дальний Восток, это наше ближнее европейское подбрюшье.
Ставрополь, население которого в наши дни постепенно приближается к 600 тысячам человек, сегодня тоже является фактически столицей русской части Северного Кавказа - Ставропольского края. Дальше на юг и восток уже идет череда национальных республик.

Город произвел очень хорошее впечатление. Центр ухожен так, что пожалуй даже белгородцы могли бы позавидовать. На окраинах по разному, но дороги и тротуары хорошие везде. Много современного жилищного строительства - город привлекательный и население его растет.
Территория Ставрополя огромная за счет Промышленного района, новых микрорайонов на юге и за счет частных секторов, которые как правило располагаются по низинам между холмами возвышенности.
Но я осмотрел за два дня только центральную, историческую часть города и район жд вокзала.

Название города имеет греческое происхождение и означает- город Креста. Название было предложено князем Г. А. Потёмкиным. Так совпало, что и крепостное укрепление на горе, возникшее в 1777 году, имело форму православного креста. Крепость была основана как часть Азово-Моздокской укреплённой линии для охраны южных границ Российской империи. Практически повсеместно параллельно с возведением крепостей в этих местах происходило также строительство казачьих станиц.
В XIX веке город стал развиваться, он становится центром губернии и епархии. Железная дорога от станции Кавказской пришла сюда в 1897 году, но в итоге станция так и осталась тупиком.
Во времена СССР Ставрополь стал центром крупного края, просторы которого тянулись от Кубани и почти что до Каспийского побережья.

Интересная деталь - одна из улиц города носит название «45-я параллель», указывающее на её точное широтное положение. Это означает, что Ставрополь равноудалён от Северного полюса и от экватора. Также город расположен на одной из самых высоких точек Предкавказья, на водоразделе бассейнов Азовского и Каспийского морей.
Климат тут по меркам России очень южный и практически курортный. Мягкая зима, долгое и жаркое лето. Сюда можно приезжать из северных районов страны, например в марте, когда у нас еще снега и холод, чтобы хоть на время резко сменить обстановку и оказаться в крайне комфортном теплом климате с температурой +15-17 градусов, что собственно я и сделал.
Центр города имеет достаточно компактную и прямоугольную форму и весь расположен на бывшей крепостной горе, по бокам которой находятся глубокие овраги, особенно с северной стороны.

От района жд вокзала в центр на Крепостную гору поднимается проспект Карла Маркса. Это одна из осевых улиц города. Представляет из себя очень уютный бульвар. Заложена улица была когда Ставрополь ещё был крепостью в XVIII веке.
Носила названия Первая Мещанская, Большая Тифлисская, Николаевский проспект, проспект Сталина. С этой улицы начинался Тифлисский тракт, который шел дальше до Минеральных Вод и Владикавказа.

1. В самом начале проспекта стоит памятник царскому генерал-губернатору Н. Е. Никифораки, установленный уже после 1991 года. Вдоль всего проспекта почти полностью сохранилась красивая старая застройка, с преобладанием зданий XIX века.
Почему ее не переименуют ну например в Кавказский бульвар. Красивое название бы получилось, причем прямо в точку. Ну честное слово, надоел же этот Карл Маркс в каждом русском городе.
Вот с этой точки, от Привокзальной площади и далее вверх по Карла Маркса, лучше всего приступать к первичному осмотру города Ставрополя.
Ставрополь. От вокзала к центру.


2. Бульвар идет от вокзала на запад, постепенно поднимаясь в гору.
Ставрополь. От вокзала к центру.

3. Генерал-губернатор "смотрит" на Привокзальную площадь и "встречает" приезжих. И несмотря на то, что поездами сейчас сюда мало кто ездит, площадь у вокзала является очень важной точкой, от которой как-бы и начинается город.
Ставрополь. От вокзала к центру.

4. В кадр попали местные троллейбусы. У них кстати одна общая конечная - на площади у вокзала. Стоимость проезда в троллейбусе сильно меньше чем в маршрутках - 17 рублей против 30. Оплата проезда осуществляется наличными или банковской картой на терминале у водителя.
Но все равно основным транспортом остается маршрутка.
Ставрополь. От вокзала к центру.

5.
Ставрополь. От вокзала к центру.

6. Перекресток у здания цирка. Тут сталинская застройка.
Ставрополь. От вокзала к центру.

7.
Ставрополь. От вокзала к центру.

8. Южные деревья хоть и без листьев пока, но издают очень приятный аромат.
Ставрополь. От вокзала к центру.

9. Восстановленные Тифлисские ворота. Когда-то с этого места начинался Тифлисский тракт.
Ставрополь. От вокзала к центру.

10. Ну вот начался дореволюционный малоэтажный модерн.
Ставрополь. От вокзала к центру.

11. Памятник генералу Ермолову. Взгляд его очень суров. В городе есть также бульвар Генерала Ермолова.
Ставрополь. От вокзала к центру.

12.
Ставрополь. От вокзала к центру.

13. Викимапия пишет, что это: "Доходные дома «бриллиантового короля» П.Г. Яременко." 1880-90-годы.
Ставрополь. От вокзала к центру.

14. Очень красивое здание. Бывшая контора конезавода барона В.Р. Штейнгеля. Конец XIX века.
Ставрополь. От вокзала к центру.

15.
Ставрополь. От вокзала к центру.

16. Усадьба Ртищевых. 1905 год.
Ставрополь. От вокзала к центру.

17.
Ставрополь. От вокзала к центру.

18. "Дуб Льва Толстого". Он часто бывал в этих местах когда служил на Кавказе.
Ставрополь. От вокзала к центру.

19. Гостиница послевоенной постройки. Южный, курортный архитектурный стиль у этого здания.
Ставрополь. От вокзала к центру.

20. Современный ТЦ. Как же без этого.
Ставрополь. От вокзала к центру.

21. Бывший торгово-зрелищный центр «Пассаж» и кинотеатр «Модерн» И.П. и А.П. Меснянкиных. 1909-1910 гг.
Ставрополь. От вокзала к центру.

22. Бывшая гостиница "Тифлисс".
Ставрополь. От вокзала к центру.

23. И по всей видимости самое красивое здание всей улицы в стиле модерн. Викимапия удалила информацию о нем.
Ставрополь. От вокзала к центру.

24.
Ставрополь. От вокзала к центру.

25. Теперь очень красивая парадная застройка идет с левой (южной) стороны улицы.
Ставрополь. От вокзала к центру.

26.
Ставрополь. От вокзала к центру.

27. Фонтан "Чаша".
Ставрополь. От вокзала к центру.

28. Правее - бывший кинотеатр «Арс» 1896 год.
Архитектор. М.И. Бржезицкий
Ставрополь. От вокзала к центру.

29. Бывшая Мещанская управа.
Ставрополь. От вокзала к центру.

30. Бывшая гостиница "Москва". 1835.
"В гостинице бывали М.Ю. Лермонтов, Л.С. Пушкин (родной брат А.С. Пушкина), А.И. Одоевский и т.д.". В XIX веке вообще было невозможно не заглянуть в Ставрополь, если ты направлялся дальше на Кавказ.
Ставрополь. От вокзала к центру.

31.
Ставрополь. От вокзала к центру.

32. Уклон улицы становится все выше и мы уже вошли в пределы самого центра города.
Ставрополь. От вокзала к центру.

33.
Ставрополь. От вокзала к центру.

34.
Ставрополь. От вокзала к центру.

35.
Ставрополь. От вокзала к центру.

36.
Ставрополь. От вокзала к центру.

37. На Крепостной горе у Казанского кафедрального собора, восстановленного в 2010 году.
Ставрополь. От вокзала к центру.

38. Колокольню восстановили совсем недавно (2020). Теперь ее видно издалека как возрожденный символ столицы Северного Кавказа.
Ставрополь. От вокзала к центру.

39. Здание Митрополии.
Ставрополь. От вокзала к центру.

40. Храм Николая Чудотворца.
Ставрополь. От вокзала к центру.

41. Небольшой памятник императору Николаю I на территории Казанского кафедрального собора в Ставрополе. На памятнике написано: "Православие, самодержавие, народность". Этот русский государь очень много занимался Кавказом, расширял тут границы и усмирял мятежные горские племена.
Ставрополь. От вокзала к центру.

42. Вид с Крепостной горы на долину реки Ташлы, которая находится с северной стороны.
Ставрополь. От вокзала к центру.

43. Казанский собор.
Ставрополь. От вокзала к центру.

44. Тут же рядом находится военный мемориал.
Ставрополь. От вокзала к центру.

45.
Ставрополь. От вокзала к центру.

46. Городская администрация – бывший крайком партии - бывший дом губернатора. 1898.
Архитекторы Г.П. Кусков, В.А. Потапов.
Ставрополь. От вокзала к центру.

47. Городская Дума Ставрополя.
Ставрополь. От вокзала к центру.

48. Ну вот и конец бульвара. В этом месте он упирается в проспект Октябрьской революции.
Ставрополь. От вокзала к центру.

49.
Ставрополь. От вокзала к центру.

50. "Липа М.Ю. Лермонтова".
Ставрополь. От вокзала к центру.

51.
Ставрополь. От вокзала к центру.

52. Проспект Октябрьской революции.
Ставрополь. От вокзала к центру.

53.
Ставрополь. От вокзала к центру.

54.
Ставрополь. От вокзала к центру.

55.
Ставрополь. От вокзала к центру.

56. Угол с улицей Дзержинского. На углу стоит старое здание "Аптеки Байгера".
Ставрополь. От вокзала к центру.

57. Управление ФСБ по Ставропольскому краю. Учитываю специфику региона - очень важная госструктура.
Ставрополь. От вокзала к центру.

58.
Ставрополь. От вокзала к центру.

59. Пешеходная зона у комплекса управления ФСБ.
Ставрополь. От вокзала к центру.

60.
Ставрополь. От вокзала к центру.

61.
Ставрополь. От вокзала к центру.

62.
Ставрополь. От вокзала к центру.

63.
Ставрополь. От вокзала к центру.

64.
Ставрополь. От вокзала к центру.

65.
Ставрополь. От вокзала к центру.

66. Краевая научная библиотека. 1955.
Ставрополь. От вокзала к центру.

67. Правительство Ставропольского края на площади Ленина.
Ставрополь. От вокзала к центру.

68. Стадион "Динамо". 1948.
Ставрополь. От вокзала к центру.

69.
Ставрополь. От вокзала к центру.

70.
Ставрополь. От вокзала к центру.

71.
Ставрополь. От вокзала к центру.

72.
Ставрополь. От вокзала к центру.

73. Центральный Автовокзал.
Ставрополь. От вокзала к центру.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
О крейсере «Варяг» и канонерке «Кореец» 9 февраля (по нов. ст.) 1904 года началась русско-японская война – она  ещё не была объявлена, но уже в ночь японцы атакуют наши корабли в бухте Порт-Артура, а потом эскадра из шести крейсеров и восьми миноносцев нападёт на крейсер ...
Сюжет Фиделя/Че - из Гаваны смотрится как своего рода "цивилизационный ответ" латинского мира миру англосаксов. Куба ведь не просто "маленький остров": в испанской колониальной системе это был основной логистический пункт контроля над Новым Светом, "место власти", столица испанского ...
Прикольно все-таки общаться с человеком, который открыто заявляет, что мечтает тебя убить. Бодрит, окрыляет и способствует постижению истины. Ну я в общем в этом ничего особенного не вижу - людей которые не скрывали что в идеале бы увидели меня в виде модного ныне "груза 200" (и прилага ...
По-моему, лучшая, наиболее четкая реакция на " 9 баллов по шкале Рихтера ". На самом деле, нулевой этап проекта уже завершен; можно возводить конструкцию: Вывод очевиден: Пора честно признать: да, " Тезис о том, что бедные украинцы захвачены в плен фашисткой хунтой, и дост ...
Иногда включается машина времени и даёт возможность купить биткоин по стартовой цене что-то по цене 5 а то и 10-летней давности. Вчера такая возможность перепала и мне, купила пряжу для носков по 1,11€ за 50г. И расцветка норм, в конце концов нам важно теплосохряняющие свойства носков, ...