Ставрополь. От вокзала к центру.
flackelf — 08.04.2023 Город Ставрополь - очень интересен и совсем зря многие проезжают мимо него. Вот не повезло ему с железной дорогой, это да, но таковы тут особенности рельефа. Город основывался прежде всего как русская крепость на Кавказе и заложили её на горе, на высоте 500 метров над уровнем моря. Это случилось в 1777 году, то есть за 100 лет до того, как на Кавказ пришла первая железная дорога. Во времена иные возможно крупным городом на Северном Кавказе стал бы то же Невинномысск, у которого с жд сообщением всё в порядке.И развивался Ставрополь изначально как опорный и административный пункт, как тыловая база Русской армии на Кавказе. А в более широком смысле - тылом всего нашего имперского продвижения в сторону Кавказа. И происходило это по историческим меркам не так уж и давно, при этом Кавказ это не Сибирь или Дальний Восток, это наше ближнее европейское подбрюшье.
Ставрополь, население которого в наши дни постепенно приближается к 600 тысячам человек, сегодня тоже является фактически столицей русской части Северного Кавказа - Ставропольского края. Дальше на юг и восток уже идет череда национальных республик.
Город произвел очень хорошее впечатление. Центр ухожен так, что пожалуй даже белгородцы могли бы позавидовать. На окраинах по разному, но дороги и тротуары хорошие везде. Много современного жилищного строительства - город привлекательный и население его растет.
Территория Ставрополя огромная за счет Промышленного района, новых микрорайонов на юге и за счет частных секторов, которые как правило располагаются по низинам между холмами возвышенности.
Но я осмотрел за два дня только центральную, историческую часть города и район жд вокзала.
Название города имеет греческое происхождение и означает- город Креста. Название было предложено князем Г. А. Потёмкиным. Так совпало, что и крепостное укрепление на горе, возникшее в 1777 году, имело форму православного креста. Крепость была основана как часть Азово-Моздокской укреплённой линии для охраны южных границ Российской империи. Практически повсеместно параллельно с возведением крепостей в этих местах происходило также строительство казачьих станиц.
В XIX веке город стал развиваться, он становится центром губернии и епархии. Железная дорога от станции Кавказской пришла сюда в 1897 году, но в итоге станция так и осталась тупиком.
Во времена СССР Ставрополь стал центром крупного края, просторы которого тянулись от Кубани и почти что до Каспийского побережья.
Интересная деталь - одна из улиц города носит название «45-я параллель», указывающее на её точное широтное положение. Это означает, что Ставрополь равноудалён от Северного полюса и от экватора. Также город расположен на одной из самых высоких точек Предкавказья, на водоразделе бассейнов Азовского и Каспийского морей.
Климат тут по меркам России очень южный и практически курортный. Мягкая зима, долгое и жаркое лето. Сюда можно приезжать из северных районов страны, например в марте, когда у нас еще снега и холод, чтобы хоть на время резко сменить обстановку и оказаться в крайне комфортном теплом климате с температурой +15-17 градусов, что собственно я и сделал.
Центр города имеет достаточно компактную и прямоугольную форму и весь расположен на бывшей крепостной горе, по бокам которой находятся глубокие овраги, особенно с северной стороны.
От района жд вокзала в центр на Крепостную гору поднимается проспект Карла Маркса. Это одна из осевых улиц города. Представляет из себя очень уютный бульвар. Заложена улица была когда Ставрополь ещё был крепостью в XVIII веке.
Носила названия Первая Мещанская, Большая Тифлисская, Николаевский проспект, проспект Сталина. С этой улицы начинался Тифлисский тракт, который шел дальше до Минеральных Вод и Владикавказа.
1. В самом начале проспекта стоит памятник царскому генерал-губернатору Н. Е. Никифораки, установленный уже после 1991 года. Вдоль всего проспекта почти полностью сохранилась красивая старая застройка, с преобладанием зданий XIX века.
Почему ее не переименуют ну например в Кавказский бульвар. Красивое название бы получилось, причем прямо в точку. Ну честное слово, надоел же этот Карл Маркс в каждом русском городе.
Вот с этой точки, от Привокзальной площади и далее вверх по Карла Маркса, лучше всего приступать к первичному осмотру города Ставрополя.
2. Бульвар идет от вокзала на запад, постепенно поднимаясь в гору.
3. Генерал-губернатор "смотрит" на Привокзальную площадь и "встречает" приезжих. И несмотря на то, что поездами сейчас сюда мало кто ездит, площадь у вокзала является очень важной точкой, от которой как-бы и начинается город.
4. В кадр попали местные троллейбусы. У них кстати одна общая конечная - на площади у вокзала. Стоимость проезда в троллейбусе сильно меньше чем в маршрутках - 17 рублей против 30. Оплата проезда осуществляется наличными или банковской картой на терминале у водителя.
Но все равно основным транспортом остается маршрутка.
5.
6. Перекресток у здания цирка. Тут сталинская застройка.
7.
8. Южные деревья хоть и без листьев пока, но издают очень приятный аромат.
9. Восстановленные Тифлисские ворота. Когда-то с этого места начинался Тифлисский тракт.
10. Ну вот начался дореволюционный малоэтажный модерн.
11. Памятник генералу Ермолову. Взгляд его очень суров. В городе есть также бульвар Генерала Ермолова.
12.
13. Викимапия пишет, что это: "Доходные дома «бриллиантового короля» П.Г. Яременко." 1880-90-годы.
14. Очень красивое здание. Бывшая контора конезавода барона В.Р. Штейнгеля. Конец XIX века.
15.
16. Усадьба Ртищевых. 1905 год.
17.
18. "Дуб Льва Толстого". Он часто бывал в этих местах когда служил на Кавказе.
19. Гостиница послевоенной постройки. Южный, курортный архитектурный стиль у этого здания.
20. Современный ТЦ. Как же без этого.
21. Бывший торгово-зрелищный центр «Пассаж» и кинотеатр «Модерн» И.П. и А.П. Меснянкиных. 1909-1910 гг.
22. Бывшая гостиница "Тифлисс".
23. И по всей видимости самое красивое здание всей улицы в стиле модерн. Викимапия удалила информацию о нем.
24.
25. Теперь очень красивая парадная застройка идет с левой (южной) стороны улицы.
26.
27. Фонтан "Чаша".
28. Правее - бывший кинотеатр «Арс» 1896 год.
Архитектор. М.И. Бржезицкий
29. Бывшая Мещанская управа.
30. Бывшая гостиница "Москва". 1835.
"В гостинице бывали М.Ю. Лермонтов, Л.С. Пушкин (родной брат А.С. Пушкина), А.И. Одоевский и т.д.". В XIX веке вообще было невозможно не заглянуть в Ставрополь, если ты направлялся дальше на Кавказ.
31.
32. Уклон улицы становится все выше и мы уже вошли в пределы самого центра города.
33.
34.
35.
36.
37. На Крепостной горе у Казанского кафедрального собора, восстановленного в 2010 году.
38. Колокольню восстановили совсем недавно (2020). Теперь ее видно издалека как возрожденный символ столицы Северного Кавказа.
39. Здание Митрополии.
40. Храм Николая Чудотворца.
41. Небольшой памятник императору Николаю I на территории Казанского кафедрального собора в Ставрополе. На памятнике написано: "Православие, самодержавие, народность". Этот русский государь очень много занимался Кавказом, расширял тут границы и усмирял мятежные горские племена.
42. Вид с Крепостной горы на долину реки Ташлы, которая находится с северной стороны.
43. Казанский собор.
44. Тут же рядом находится военный мемориал.
45.
46. Городская администрация – бывший крайком партии - бывший дом губернатора. 1898.
Архитекторы Г.П. Кусков, В.А. Потапов.
47. Городская Дума Ставрополя.
48. Ну вот и конец бульвара. В этом месте он упирается в проспект Октябрьской революции.
49.
50. "Липа М.Ю. Лермонтова".
51.
52. Проспект Октябрьской революции.
53.
54.
55.
56. Угол с улицей Дзержинского. На углу стоит старое здание "Аптеки Байгера".
57. Управление ФСБ по Ставропольскому краю. Учитываю специфику региона - очень важная госструктура.
58.
59. Пешеходная зона у комплекса управления ФСБ.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66. Краевая научная библиотека. 1955.
67. Правительство Ставропольского края на площади Ленина.
68. Стадион "Динамо". 1948.
69.
70.
71.
72.
73. Центральный Автовокзал.
|
</> |