Станция Зеленчукская. Республика Карачаево-Черкессия.

Карачаево-Черкессия республика бедная, тяжело прошла 90-е. Не как Чечня и Дагестан, но тоже было всякое. Живёт народ в основном сельским хозяйством - коров, овец, лошадей, домашней птицы, просто несметное количество. И всё это пасётся на фоне потрясающей природы. Есть также растениеводство.
В последнее годы начал бурно развиваться туризм. Это когда жители наших северных мегаполисов, ну типа меня - потянулись к прекрасному. А здешние горы и воздух прекрасны настолько, что нет никаких сил это описать.
Местные относятся к туристам доброжелательно. Мне например вообще свою квартиру сдали, а сами пошли видимо к родственникам. Чувствуется, что народ здесь в целом поддерживает СВО - много Z на автомобилях. Таксист сказал, что многие были бы совсем не против возвращения в состав более богатого и развитого Ставропольского края.
Ещё штрих к местному колориту - необычайная любовь к автомобилям ЛАДА, причем всех видов и поколений. Эти ЛАДЫ просто везде. Похоже, на то что молодые парни просто мечтают купить именно белую "Приору" и приехать на ней к своей девушке. И это считается круто. Общество здесь очень традиционное во всех смыслах, это сильно ощущается.
Алкоголь здесь употребляют меньше чем в среднем по России. По крайней мере на первый взгляд. Мусульмане составляют большинство, но много также и местных русских. Но о каких либо межнациональных проблемах не слышно.
Зарплаты невысокие, многие уезжают в крупные города. Основные дороги очень хорошие, а вот обычные улицы населенных пунктов могут быть вообще грунтовками и это проблема. В общем вкратце как то так. А вообще глядя на эти горные вершины понимаешь, что Кавказ - велик!
1. Гора Джисса (1600) - просматривается со всех точек станицы. Стоит с северной стороны и возможно является символом этого населенного пункта.

Станица Зеленчукская возникла в 1859 году на реке Большой Зеленчук, примерно в 30-40 километрах севернее Главного Кавказского хребта в обширной долине у подножия Скалистого хребта (третьей гряды северного склона Кавказа).
Основана станица была 2-м батальоном Литовского пехотного полка, входившим в Зеленчукский отряд. Места для строительства были выбраны начальником Урупской кордонной линии подполковником Е. Ф. Семёнкиным. Вокруг строящихся станиц сразу же устраивались валы, по берегам Большого Зеленчука вырубался лес.
Для заселения станицы было направлено 3 офицерских семьи, 61 семья линейных казаков - частично донских, частично малороссийских, нижних чинов регулярного войска — 108 семей. Кроме батальона Литовского полка, в станице находились две сотни 1-го Волжского полка Кавказского линейного казачьего войска и взвод артиллерии.
В первые годы здесь были нередки столкновения с горцами, но уже в последней четверти XIX века все это постепенно утихло и Зеленчукская стала превращаться в обычную казачью станицу. К 1915 году здесь проживало уже 8 тысяч человек. Среди них было немало выходцев из Малороссии.
После революции, которая нанесла сильнейший удар по казачеству, эти места вошли во вновь образованную национальную автономную область с центром в Черкесске.
Во время распада СССР, КЧАО, которая в тот момент входила в состав Ставропольского края, чуть было сама не распалась на несколько частей. Но в итоге выделилась в виде отдельного региона РФ - республики Карачаево-Черкессии, с номером региона - 09.
В настоящее время Зеленчукская это райцентр, где проживает 20 тысяч человек.
2. Через станицу проходит важная региональная автодорога, которая связывает всю западную часть Северного Кавказа и идет вдоль Главного хребта с востока на запад.
Вид на дорогу в сторону Лабинска (Краснодарскогий край).

3. Движение по этой трассе довольно интенсивное.

4. Вид на восток в сторону Карачаевска и Черкесска.

5. Идет строительство большой мечети.

6.

7. В пределах станицы это шоссе носит название - улица Гагарина.

8. Советская остановка. В других регионах такое уже не часто встретишь.

9. Мост через реку.

10. Вид на север в сторону Скалистого хребта.

11.

12.

13. Православный Петропавловский храм.

14. Жилые дома советской постройки в центре станицы.

15.

16.

17. Местная магазин-пекарня. Пирожки очень вкусные и большие. Очень вкусный также хлеб-кирпичик. Ценник раза в три ниже петербургского.

18.

19.

20. Этот дом уже постсоветской постройки.

21. Дом 1998 года постройки, где я остановился.

22. А так выглядит центральная часть станицы, которая находится севернее основной автодороги.

23.

24.

25.

26. Главная площадь через которую проходит главная улица - Ленина.

27.

28.

29. Администрация.

30.

31.

32. Бетонные блоки. Видимо чтобы через центральную площадь не ездили.
А местная молодежь любит погонять на старых ЛАДАх.

33.

34.

35. Главный Кавказский хребет, который стоит сплошной стеной с юга. Вечерний вид из станицы.
Количество знаков бросается в глаза.

36.

37.

38. Пешеходный мостик через Большой Зеленчук.

39.

40.

41. Заброшенное АТП.

42.

43.

44.

45.

46. Далее я шел километра три по улице в северную часть станицы, где в 80-е годы был военный городок.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60. Утро 22 марта. И снова автовокзал (фото с задней стороны). Уезжаю из этих южных гостеприимных краев.

61. Жду маршруту на Невинномысск (невинку). Там будет часа 2,5 погулять возле вокзала. Потом поездом в Ростов.

62. Большие автобусы тут не ходят. Пришел проходящий Спринтер из Архыза на Невинку. Мест нет, берут стоя. Сел на сумку в проходе. Ехать три часа. Может по пути кто выйдет. Не сталкивался с таким с начала нулевых.
На самом деле через час стало свободнее и я сел нормально, а после Черкесска маршрутка вообще везла всего двух человек.

63. Дорога на горный курорт Архыз и далее к перевалам через хребет.

Одно не могу понять. Как в одном и том же субъекте федерации, причем не так далеко друг от друга, может существовать шикарный, современный горный курорт, где на горные вершины до 3000 метров построено сразу несколько разных канатных дорог. Где идеальное покрытие даже наверху на горе. Где полно чего хочешь всякого разного, рассчитанного на кошелек представителей среднего класса. И оборот денег можно только себе представить - какой.
И в то же самое время бедность и неустроенность в районном центре - станице Зеленчукской. Где в хлам убитый советский автовокзал, большая часть улиц это простые грунтовки и где картой можно рассчитаться только в "пятерочке" и "магните".
|
</> |