Старообрядческое медное литьё ч. V
uctopuockon_pyc — 03.02.2021Продолжаю серию постов, посвященных истории и культуре старообрядчества.
Статистический анализ медных икон позволяет составить достаточно точную таблицу распространенности отдельных сюжетов в старообрядческом медном литье:
1. Образ Богоматери - 35%
2. Святые - 45%
3. Праздники - 11%
4. Образ Христа - 9%
1. Образ Богоматери:
1.1. Богоматерь Всех скорбящих радость - 35%
1.2. Богоматерь Одигитрия Смоленская - 25%
1.3. Богоматерь Казанская - 20%
1.4. Богоматерь Знамение - 10%
1.5. Богоматерь Тихвинская - 5%
1.6. Остальные изводы - 5%
2. Святые:
2.1. Никола - 40%
2.2. Избранные святые (Кирик и Иулитта,Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, Параскева, Екатерина и Варвара) - 12%
2.3. Антипа - 10%
2.4. Георгий - 4%
2.5. Параскева - 4%
2.6. Можайский - 3%
2.7. Кирик и Иулитта - 2%
2.8. Остальные - 25%
3. Праздники:
3.1. Рождество Христово - 23%
3.2. Рождество Богородицы - 19%
3.3. Воскресение (Сошествие во ад) - 14%
3.4. Троица Ветхозаветная - 12%
3.5. Распятие Христово - 6%
3.6. Остальные - 26%
4. Образы Христа:
4.1. Деисус - 82%
4.2. Спас Образ Нерукотворный - 6%
4.3. Спас Вседержитель - 5%
4.4. Седмица - 5%
4.5. Остальные - 2%
1.1. Образы Богородицы "Всех скорбящих радость".
Ближе всех к святых к русскому православному человеку находилась Божия Матерь. В иконописи известны сотни иконографических типов, каждый из которых, происходит от конкретной чудотворной иконы, имеет по нескольку разновидностей. Наиболее распространенным богородичным сюжетом в литье является образ "Всех скорбящих радость".
Возможно, это связано с тем, что эта икона была одной из последних чудотворных икон, прославленных на Руси до раскола. Примечание - образ "Всех скорбящих радость" был написан в 1683 и прославлен в 1688 году, после раскола Русской Церкви в середине XVII века.
Достаточно распространены трехстворчатые складни различных типов, средники которых представляют этот образ. В отличие от икон на дереве, где Богородица чаще всего изображается с Младенцем, в литье Она всегда представлена без Младенца со скипетром в руках. В навершие куполовидных отливок помещен образ Иисуса Христа в короне и с распростертыми благословляющими руками; этот извод в иконографии известен под названием «Царь царем».
1.2. Богоматерь Одигитрия Смоленская
Второй по степени распространенности в литье является иконографический тип Смоленской Божией Матери. Это один из многочисленных образов, восходящих к византийскому образу Одигитрии — Путеводительницы, известному на Руси с XII столетия. На некоторых отливках и Богородица, и Младенец Христос имеют особые шейные украшения — цаты. Существуют иконки, на которых поверх нимба Богородицы располагается корона. Эти образки близки к отличному от Смоленской типу Скоропослушницы.
1.5. Богоматерь Тихвинская
Близким к Смоленской является и образ Тихвинской Богородицы. Отличие состоит в том, что лики Божией Матери и Христа обращены друг к другу, а правая нога Младенца подвернута под левую так, что видна нижняя часть стопы.
1.3. Богоматерь Казанская
Казанская — еще одна широко известная на Руси икона Божией Матери. Обретенная в 1579 году, она оставалась в числе местночтимых, то есть не почитаемых вне определенного региона икон, до осени 1612 года. Народное ополчение, освободившее Москву от поляков и литовцев, двигалось к столице с этой чудотворной иконой. С этого времени Казанская становится национальной святыней Русского государства: большинство храмов и монастырей, построенных в XVII столетии, были освящены в честь этой иконы.
В своем почитании Казанской иконы старообрядцы были не менее усердны, чем православные, согласившиеся с реформами Патриарха Никона. В медном литье образ Казанской Божией Матери представлен в изделиях разных размеров с самыми разнообразными навершиями. Широко распространены складни, в которых средник (реже одна из створок) представляют собой Казанскую икону.
1.4. Богоматерь Знамение
Среди древних богородичных икон особое место занимает икона «Знамение», происходящая из Новгорода. В медном литье этот образ представлен несколькими типами изделий. «Простое» «Знамение» представляет собой поясное изображение Божией Матери с воздетыми руками, в центре которого находится тоже поясное изображение Младенца Христа, иногда вписанное в круг. Правая рука Младенца (иногда обе) сложены в двуперстное благословение.
Одним из наиболее редких складней является так называемая панагия — складень, состоящий из двух круглых створок, одна из которых является образом Знамение, другая — образом Ветхозаветной Троицы.
Владимирская икона — первая национальная
святыня Руси, привезенная из Византии в середине XII столетия,
сравнительно редко воспроизводится в медном литье.
Владимирская икона известна как в самостоятельных отливках, так и
как средник в трехстворчатых складнях. Известны отливки
Владимирской иконы, в которых глава Богоматери увенчана
короной.
Продолжение следует.
Источник: mednyobraz.ru
Статья проиллюстрирована изображениями картин из Интернета.