Старые плёнки
sigmund_rod — 04.11.2021Это будет необычный пост для меня, ибо я забыл на время мои любимые электромобили и сделался архивариусом :-))) Но, обо всё по порядку.
Вот тут я недавно был в Москве и нашёл у отца кучу старых негативов (штук 50-60), которые я ещё сам снимал в 80-х, 90-х и других доисторических годах. Большинство были Кодаки, Фуджи, Коники и Полароиды, но были также и старые советские чёрно-белые «Тасма». Причём с некоторых негативов даже не были отпечатаны фотографии. Часть плёнок были в сливерах, а часть просто в катушках. Я сильно обрадовался и решил всё это дело оцифровать, как я в своё время оцифровал все старые аналоговые видеозаписи.
В начале всё пошло хорошо. Я купил подержанный плёночный сканер Эпсон, которому было уже лет десять, но который, как принято у норвежцев, почти не использовался. Начал с уже порезанных плёнок в студиях фотопечати и аккуратненько уложенных в сливеры.
Я их оттуда осторожненько вытаскивал и засовывал в специальную рамку сканера.
Туда помещается две полоски по 6 кадров, то есть максимум 12 фотографий за раз. Потом эта рамка кладётся в сканер в специальные наводящие отверстия. Всё очень продуманно.
Ну вот я этим и занимался недели три (каждая фотография занимает минуты две, а все 12 фотографий минут 25; потом ещё их готовить и менять надо, и так далее) и всё было в общем хорошо. С точки зрения параметров сканирования: разрешение я использовал 2870 x 4500 пикселов или около того. Более высокое не имеет смысла, так как зерно на плёнке всегда крупнее. Не знаю, вина в этом самой плёнки (я использовал ISO 200 раньше обычно), или ужасной фототехники, которая у меня была в те годы, или того и другого, но даже мой айфон сейчас даёт гораздо более лучшее качество сегодня.
Для цветных плёнок, я использовал опцию «восстановление цвета» и Digital Ice Technology (DIT). DIT «чистит» фотографии от пыли и других артефактов. К сожалению, на чёрно-белых фотографиях эта опция не работает (она просто уничтожает фотографию), и всю чистку приходилось делать вручную. А это довольно долго и муторно, потому что некоторые плёнки были здорово повреждены. Кстати, мне очень понравились опции доступные в Интернете, которые вам помогают улучшить старые фотографии с помощью ИИ: добавляют резкости, убирают артефакты и оцвечивают фотографии. Причём делают это просто великолепно!!! Вот, например, я оцветил старую дачную ЧБ фотографию 88-го года:
То есть, ИИ знает какого цвета малина! Иначе не могу объяснить, как они это делают. На этом сайте я смог сделать всё бесплатно, но вам ставят такой вот водяной знак. Чтобы вам его не ставили, вам нужны платные подписки.
Как я и сказал, с порезанными плёнками в сливерах всё было хорошо. Проблемы начались, когда я дошёл до катушек. Их совсем не получалось просто развернуть и запихнуть в рамку. Они выгибались, выскакивали, и вообще не хотели туда лезть. Кроме того, они даже не хотели лезть в сливер, и сворачивали в трубочку страницу сливера!
Проблему сливера я решил довольно быстро: вы просто вставляете каждую вторую полоску эмульсией вверх и тогда страница сливера как бы «уровновешивается». Но это, очевидно, не решило проблему сканирования.
Я начал смотреть в интернете, что же со всем этим можно сделать, и из разных мест собрал простенькую технологию по выпрямлению старых плёнок. Ключевой момент: плёнки надо опять намочить!
Я это делал в обычной холодной воде. Вы их кладёте туда минут на 15-30. Можно и больше, но особого преимущества это не даёт. Потом вы их вешаете сушиться:
Снизу я им подвешивал груз, чтобы плёнки распрямились.
Тут я столкнулся с другой проблемой. После просушки, плёнки хоть и выпрямляются вдоль (по длине), но теперь уже выгибаются поперёк (по ширине)! Измена! Причём хуже всех вели себя старые советские Тасмы, которые, похоже, сделаны из шкуры убитого мамонта (такие они толстые по сравнению с буржуйскими плёнками) и выгибались ещё сильней.
Решение было найдено следующее: через часик после подвешивания, как только плёнка более или менее высохнет, снять её и свернуть эмульсией наружу. То есть, наоборот, против первоначальной закрутки:
Это автоматически выпрямляло их поперёк плёнки. Ждать полного высыхания я не хотел, потому что плёнка ещё больше выгибается и потом её будет сложнее распрямить. После этого я оставлял плёнки ещё на несколько дней в свёрнутом состоянии. Для тонких западных плёнок 2-4-х дней было вполне достаточно, а для Тасмы нужны недели две такого вот хранения, чтобы более или менее распрямить её:
В результате, плёнки практически полностью выпрямились как вдоль, так и поперёк. Советские плёнки, как я и сказал, — хуже, но я думаю если я их оставлю ещё на пару недель, то результат будет похожий. После этого всё это можно загонять в сканер и сливер с минимальными проблемами.
Так что так, такой вот из меня архивариус :-)))) Это, конечно, титаническая работа оцифровывать это всё, но иногда такие шедевры находятся!
А вы что думаете об этом? Комментируйте!