Станция и вокзал Минск-Пассажирский.
flackelf — 14.10.2021 Интересна история возникновения Привокзальной площади Минска, да история самого главного вокзала этого города.Во первых совсем мало кто знает, что в XIX и начале XX века, вокзала в Минске было два.
Один - у Московско-Брестской железной дороги (1871) и назывался он Александровским. Располагался он на месте нынешней платформы "Институт Культуры", что примерно в метрах 800 от нынешнего вокзала.
А второй вокзал был у Либаво-Роменской дороги (Виленский вокзал), которая прошла через город в 1872 году. То есть появились они практически одновременно и оба долгое время были деревянными.
Когда не стало Александровского или уже при СССР - Брестского вокзала, точно скажу. Ориентировочно после войны от него отказались, а само здание позже снесли. Сейчас у платформы "Институт Культуры" абсолютно ничего о нем не напоминает.
А вот вокзал бывшей Либаво-Ромеской (изначально Виленский) дороги решили сделать единственным в городе, благо конфигурация минского жд узла позволяла на нем принимать поезда из Бреста и Москвы.
Основная Привокзальная площадь Минска начала формироваться около Виленского вокзала, а первое каменное здание этого вокзала было построено в 1893 году.
В довоенном СССР было решено капитально перестроить это здание, причем до полной неузнаваемости. Работы были завершены к 1940 году.
И вот этот вокзал чудом пережил войну, простоял в Минске долгие десятилетия. Его должны помнить кто приезжал в столицу БССР в 70-е и 80-е годы.
И вот тут вокзалу Минска не повезло, в связи с тем что снос старого здания осуществили в 1991 году, а приступить к строительству нового не успели из-за обрушения страны и экономического кризиса. Город так и стоял без вокзала 10 лет. Это был большой долгострой.
Работы были возобновлены только в 1999 году и новый вокзал Минска, который мы можем видеть сейчас, сдали в конце 2000 года.
Это полностью современное здание (стекляшка), но весьма просторное и удобное внутри, с большими залами ожидания, пешеходными тоннелями, с выходом прямиком в метро и широким удобным конкорсом.
Современное здание Минского вокзала может одновременно принять до 7 тысяч человек.
От старого вокзального комплекса сохранился Пригородный вокзал.
Рядом был построен громадный ТРЦ "Галлилео", который очень сильно добавляет "стеклянного" стиля всей вокзальной стороне площади.
Что касается остальной Привокзальной площади, то ее архитектурных ансамбль сформировался сразу после войны в стиле сталинский ампир.
Главным элементов являются два одинаковых сталинских дома с башнями - "Ворота Минска", стоящие по обеим сторонам улицы Кирова, которая как и в Витебске (тоже Кирова), ведет в город.
1. Улица Кирова и два дома - "Ворота Минска".
2.
3.
4.
5. Привокзальная площадь.
6. Вид на вокзал.
7.
8. Видна также гостиница "Экспресс". За ней стоит громадный ТРЦ "Галлилео".
9.
10.
11. Пригородный вокзал, оставшийся от старого вокзального комплекса.
12. Главный зал вокзала Минска.
13.
14.
15.
16. Путь к конкорсу.
17.
18. На нижнем этаже, откуда можно выйти к путям, на ту сторону от станции, а также в метро.
19. Потрясающе дешевая камера хранения на вокзале.
20. На российские деньги - около 50 рублей за сутки, за одну сумку. Это даром!!
21. В помещении конкорса.
22.
23.
24. Вид на Минский вокзал со стороны станции. Середина 50-х годов.
25. Новое перестроенное здание бывшего Виленского вокзала. Немецкое фото 1941 года.
Таким он простоит до 1991 года.
26. Виленский вокзал Минска. Ориентировочно начало 30-х годов прошлого века.
27. И фото предположительно 1978-79 года. Уже есть локальная островная электрификация для движения пригородных электричек.
28. Брестский (Александровский) вокзал летом 1941 года. Немецкое фото с нашими пленными.
29. Несуществующий ныне Александровский вокзал Минска. Нынешние платформы "Институт Культуры".
Теперь собственно сама станция Минск-Пассажирский.
Станция возникшая на этом месте на Либаво-Роменской дороге в 1872 году, изначально имела вокзал под названием - Виленский.
При этом в середине XX века когда вокзал в Минске остался один, все грузовое движение перевели на соседний ход, тот что мимо платформы "Институт Культуры" - изначальный маршрут Московско-Брестской дороги (1871), где существовал Александровский или позже - Брестский вокзал.
И по этой причине на станции Минск-Пассажирский грузового движения нет. Его немного слышно, когда грузовые идут поблизости через "Институт Культуры".
30. Межрегиональный дизель-поезд Pesa прибыл из Витебска.
31. Конкорс вокзала.
В целом сама станция не выглядит слишком уж крупной, как например тот же Киев-Пассажирский. Нет при ней и локомотивного депо, только небольшой ПТОЛ.
33.
34.
35. Железнодорожный почтамт. Здание 1978 года.
За путями как и в Киеве.
36. Что означает эта табличка не совсем понятно. Все ходят.
А я вообще осмелился по служебному проходу дойти аж до местного ПТОЛа, что в метрах 500-х и снимал там локомотивы.
37. Гостиница.
38.
39. В глубине виден тот самый ПТОЛ, который меня просто манил.
40. Начали прибывать "Штадлеры".
Сейчас в Белоруссии на линиях работают 22 поезда марки Stadler, которые закуплены для БЧ в течении 10 последних лет.
Неплохие электрички, а для такой небольшой страны 22 штуки, это немало.
41. Работают они и как межрегиональные и как пригородные-городские.
42.
43. Все Штадлеры присаны к депо ТЧ-9 Минск-Северный.
44.
45. Идет ЧС4Т в ливрее БЧ.
46.
47.
48. Еще одно интересное наблюдение из Белоруссии.
49. Тот самый мурал, который видно из поездов.
50. Ну вот, дошел до ПТОЛа. Техника по сути всего двух видов, но окраска самая разнообразная. Есть ЧС4Т из Вязьмы (РЖД).
51.
52.
53.
54.
55. Электропоездов ЭР9 разных модификаций на БЧ работает 58 штук. 40 приписаны к депо Минск-Северный, 10 штук в Барановичах, 8 штук в Гомеле.
56.
|
</> |