Стамбул. Прогулка по Шехремини


Давненько мы не совершали прогулок по районам Стамбула, и сегодня я предлагаю пройтись по одному из самых обычных жилых районов средней руки, достаточно удаленном от туристических маршрутов – Шехремини.
Несмотря на современную застройку, район этот исторический, т.к. находится «внутри стен» (suriçi) – имеются в виду стены Константинополя. Административно Шехремини относится к дистрикту Фатих, т.е. входит в то, что в Стамбуле называется Историческим полуостровом. Поглядим же, что можно обнаружить среди уже современных построек.

Прежде всего, конечно, это мечети. В Шехремини их очень много. При этом многие неоднократно восстанавливались, как, например, эта – Шейха Рашида. Год на ней указан 1922-й, но когда-то на этом месте стояла обитель суфиев – текке, и название мечети намекает на это.

Сейчас мы находимся на мейдане района Шехремини, его центральной площади. Здесь расположены торговые ряды и небольшой сквер.

Для любителей расписных газовых баллончиков – с одуванчиками).

Название района происходит от «шехир эмини» - так в османское время называлась должность, равноценная сегодняшнему главе муниципалитета. Исторически Шехремини был заселен крымскими татарами, переселившимися в Стамбул после Крымской войны. Проживают они здесь и до сих пор, есть даже Ассоциация крымских татар.

Голуби вне политики).


Сворачиваем с мейдана в соседнюю улочку – и перед нами мечеть Джафер-ага.

Опять же, как следует из надписи, изначально была построена еще в эпоху Мехмеда Завоевателя, в 1516 г. была перестроена тем самым Джафер-агой, в честь которого названа, и который являлся яябаши (командиром пехоты янычар). Со временем, видимо, пришла в негодность и в 1970 г. была отстроена заново.

Названия улиц и кварталов стамбульских районов тоже зачастую переносят нас в далекое прошлое, сталкивают с легендами и историческими персонажами. Кто такой был Ибрагим Чавуш, в честь которого названа эта улица и сам квартал, доподлинно неизвестно, но мечеть его имени построил сам Мимар Синан. Известно, что рядом находилось и его захоронение, но где именно, не установлено. Много тайн скрывают стены Стамбула…


Соседнюю улочку не сфотографировала, а жаль – у нее занятное название: улица Трезвая). Ну, а мы тем временем продвигаемся вперед.

Одно из сохранившихся среди современной застройки захоронений – Мехмеда-эфенди. В Турции традиционно не разносили жизнь и ее конец далеко друг от друга, и усыпальницы почитаемых людей зачастую можно встретить прямо возле дороги или жилой застройки, как здесь – чтобы любой проходящий мог помолиться о его душе и на минуту задуматься о бренности бытия. Сейчас, конечно, традиция таких захоронений ушла в прошлое, но исторически отношение было таким.

Впереди виден минарет мечети Хас Одабаши – одного из творений великого Синана.

Она была построена Бехрузом-агой (одабаши Сулеймана Великолепного) в 1562 г. Впоследствии горела и восстанавливалась, но до сих пор сохраняет элементы изначальной постройки Мимара Синана.

Поскольку район с давнего времени был заселен крымскими татарами, то он славился своими чебуреками. Пара чебуречных здесь еще сохранилась, можно идти прямо на запах). Площадью они совсем небольшие, но работают давно, и чебуреки здесь вкусные.

Впрочем, на этих улочках чего только не отыщется. Вот, например, попалась уйгурская пекарня с азиатскими лепешками и самсой.

Еще одним из исторических объектов, встречающихся тут и там в старых районах Стамбула являются фонтаны-чешме, сохранившиеся тут с того времени, когда в домах не было водопровода, а застройка представляла из себя одноэтажные кирпичные дома.

Зачастую такие фонтаны составляют практически одно целое с современными зданиями.

Вот еще один, уже несколько вросший в землю. Это фонтан Мустафы-ага, и он датируется 1774 г.

И очередная усыпальница – Халиля-эфенди.

К ней ведет такой указатель. А Узун Юсуф – название квартала - возникло в честь одного из слуг султана Мехмеда Завоевателя, - чабана, которого прозвали Длинным Юсуфом.

После смерти Узун Юсуфа его брат построил здесь мечеть его имени. Со временем она развалилась, и на ее месте выросли геджеконду – нелегальные постройки. То, что мы видим сейчас – восстановленная уже в наши дни мечеть на месте бывшей исторической.

Гуляя по улочкам старых районов Стамбула, очень легко сбиться с пути, если не знаешь сам район как следует. Улицы в таких местах кривые, петляют как попало и могут вывести совсем не в ту сторону. Параллельно друг другу они не идут, как в новых районах.

А еще здесь можно встретить вот такое ностальжи.

Дошли до очередной достопримечательности. Здесь захоронен один из потомков пророка Мухаммеда – Сейид Сейфулла.



Напротив как раз завершалось строительство жилого дома. Ради интереса спросили, почем здесь квартиры. Например, цена квартиры в 90 кв.м. – 500 000 лир. Могу сказать, что для района со средним уровнем доходов, как этот, это очень хорошая цена.

Вообще понравилось и здание, и отделка в сельджукском стиле. Если весь район так переделать, то просто как конфетка будет выглядеть. Смотрится гораздо лучше, чем достаточно однотипная застройка 1960-80-х гг., когда застраивался Шехремини.

И снова старый фонтан. Он построен в 1725 г. Салихой-султан – матерью Махмуда I, гречанкой. Ею было выстроено несколько фонтанов в Стамбуле, этот – самый первый.

«Битлы» прошли, можно рассмотреть получше).

А так выглядят детские сады и подготовительные классы, зачастую расположенные в обычных зданиях.


Здесь район Шехремини заканчивается, и мы уже оказываемся в районе Коджамустафапаша, но пока пойдем не сюда, а продолжим знакомиться с другими историческими объектами в этой же стороне.


Проходим мимо мечети Карагёз Мехмет Паша с мощным минаретом.

Окна жилых домов глядят на нас кошачьими глазами.

Прошли мимо пары более старых построек.

И вот, наконец, перед нами куллие Бала.

Религиозный комплекс Бала был построен командующим артиллерией, участвовавшим в завоевании Константинополя Сулейманом-агой в 1453-1457 гг.



В 19-м в. куллие пришлось перестраивать из-за его руинированного состояния. Мечеть стала больше, появились хозяйственные пристройки и кельи для дервишей.


Но в 1894 г. куллие вновь пострадало из-за сильного землетрясения. И снова было восстановлено, на этот раз Адиле-султан – дочерью Махмуда II. Также к нему приложила руку и Пересту Кадын-эфенди – шестая (по другим источникам – седьмая) жена Абдулмеджида I. Так здесь возникли школа, себиль (киоск для распределения питьевой воды), помещение для вычисления времени намаза.


Мечеть смотрится неплохо, а вот себиль явно нуждается в ремонте. Негоже оставлять его в таком состоянии.

Вмонтированный в здание школы фонтан устроила Пересту Кадын-эфенди – последняя, носившая титул валиде-султан в Османской империи как приемная мать султана Абдулхамида II. Она была всеми любима и отдавала много сил и средств на благотворительность. Впрочем, как мы видим, многие из жен и дочерей турецких султанов занимались благотворительностью.

Мы уже, кстати, почти дошли до стен Константинополя, туда, где находятся районы Мевлянакапы и Силиврикапы – бывшие Ресийские ворота и ворота Пиги. К стенам уже не пойдем, пора поворачивать назад.

Пожалуй, задержимся еще у женского общежития, расположенного за куллие Бала, выстроенного в сельджукском стиле, с шатровыми куполами, напоминающими строения Коньи.

Такое архитектурное решение – скорее всего, отсылка к турецкому названию Ресийских ворот – Мевлевихане или Мевлянакапы, т.к. здесь когда-то находилась обитель крутящихся дервишей из Коньи, по которой и получили свое название окрестности.

А до того, как построить общежитие, здесь находился большой старинный особняк. «Шато гиби», - по словам местных жителей («Как зАмок»). Конечно, жалко, что его не смогли сохранить.

Отголоском же обители Мевляны является вот это неприметное розовое здание, мимо которого мы прошли на пути к куллие Бала. В нем располагается культурный центр Мевляны, и по четвергам проходит церемония крутящихся дервишей – сема.


(фото взято из интернета)
Мы туда даже как-то на нее пришли, но оказалось, что надо приносить с собой сменную обувь, иначе разуваться у порога, о чем нас не предупредили. Перспектива стоять разутыми на холодном полу не прельщала, поэтому на церемонию мы не остались. А там, судя по фото из интернета, есть и женщины-суфии.


Ну, а теперь, уделив капельку внимания местным мурзичкам, свернем в сторону района Коджамустафапаша.


Проходим мимо очередного фонтана.

Бредем кривыми улицами.

Ну, вот мы опять в Коджамустафапаше. Это здание принадлежит муниципалитету.

Небольшие археологические раскопки. Здесь когда-то находился водный балансир, который разрушился в 1980-х гг.


Вывеска старинных бань. Они до сих пор работают.

Хотела показать мечеть и куллие Сюмбюль-Эфенди, да она оказалась закрытой на реставрацию.

А раньше это был византийский монастырь св. Андрея Критского. Дата его основания восходит к 6-му в.н.э.

С древним, уже давно засохшим кипарисом на территории Сюмбюль-Эфенди связано несколько легенд, но пока рассказ о них, как и об этом месте в целом, отложу до лучших времен, когда оно будет «на виду».

А пока что все вокруг скрыто заборами, за которыми возвышается восстановленный особняк шейха суфийского ордена Сюмбюли.

Историческое здание – военный лицей, выстроенный в 1875 г. Сейчас это начальная школа.

И последний объект на центральной улице, с которым мы познакомимся – фонтан главного евнуха Аббаса-аги, построенный им в 1622 г.

На этом наша прогулка подошла к концу. Она, возможно, была долгой, но, надеюсь, смогла создать представление о том, что из себя представляют нетуристические районы Стамбула, а также немного познакомила с некоторыми (далеко не всеми) кусочками истории и персоналиями, воспоминания о которых до сих пор живы в названиях улиц, частей города и имеющих к ним отношение исторических объектов и мест.
|
</> |