Claros – оракул Аполлона Кларосского
marmara_calypso — 16.01.2018Один из самых известных, наряду с Дельфийским и Дидимским, оракулом Аполлона в древности являлся оракул Аполлона Клария, находившийся в 12 км от ионийского города Колофона. Развалины его находятся примерно в 50 км от современного Измира, чуть в стороне от дороги, связывающей Сеферихисар и Сельджук.
Павсаний в своем «Описании Эллады» говорит, что «жители Колофона считают святилище и оракула в Кларосе в числе самых древнейших». На данный момент есть все основания полагать, что это действительно так – самые древние находки, обнаруженные при раскопках этого места, относятся к 13-му в. до н.э.
К храму Аполлона, где находился его оракул, вел пропилон – парадный вход.
На колоннах пропилона велась запись «делегаций», пришедших к Кларосскому оракулу получить прорицание.
Слева от пропилона находился катагогейон – приют, или, говоря современным языком, гостиница для посетителей. К нему были пристроены бани и кухня. К оракулу в Кларосе приезжали со всех концов античного мира, многие для участия в церемониях, посвященных Аполлону. Представители разных городов приезжали вместе со своим хором, составленным из мальчиков и девочек, не достигших 14-летнего возраста. Количество хористов зависело от благосостояния города и важности предсказания.
Экседра рядом с пропилоном.
К храму Аполлона вела священная дорога, проложенная еще в архаический период и соединявшая это место с портовым городом Нотионом в 2-х км южнее. Эта часть Клароса чаще всего стоит подтопленная, и на виду лишь постаменты украшавших ее когда-то статуй. Здесь были обнаружены при раскопках статуи куросов, которые были перенесены в музей Сельджука.
Заслышав наши голоса, к нам ринулся целый табун черепашек. Повыставляли головы из воды, любопытствуя, кто мы и зачем пожаловали.
Забавные такие, так и лезут друг другу на голову.
Повылазили и другие обитатели этого места, приветственно квакая.
Изначально к оракулу обращались от имени того или иного города. Начало индивидуальным предсказаниям положил Александр Македонский, получивший здесь совет перенести город Смирну (совр. Измир), теряющую на тот момент свое значение, на новое место – гору Пагос. По словам оракула, те, кто переселятся в это место, будут в 3, а то и в 4 раза счастливее, чем на предыдущем. Сейчас гора Пагос известна как Кадифекале в Измире, где сохранились остатки старой крепости, впервые выстроенной еще Лисимахом, и откуда открывается чудесный вид на современный город.
Еще одно из известных прорицаний было дано Германику – племяннику и приемному сыну императора Тиберия. Он получил предсказание о скорой смерти и, действительно, не прошло и года, как он скончался в Антиохии, предположительно от яда.
В римский период оракул переживал свой расцвет. Здесь было воздвигнуто множество монументов, среди них - эти две мемориальные колонны.
Одна из них была поставлена в честь консула Секста Аппулея, племянника Октавиана Августа. Ее верх украшала бронзовая статуя самого консула.
Другая – в честь некоего Мениппа.
Здешний храм Аполлона – единственный дорический храм в Ионии. Его строительство началось в начале 3-го в. до н.э. Размеры храма 46х26 м, по 11 и 6 колонн соответственно на длинной и короткой стороне.
Реконструкция храма Аполлона в Кларосе:
Барабаны храмовых колонн, поваленных тут и там, в диаметре достигают 1,6 м.
По преданию, святилище Аполлона в Кларосе основала предсказательница Манто. Она была дочерью Тиресия, прорицателя Аполлона в Фивах. После того, как Фивы были разрушены Эпигонами, она попала в плен и была отослана в Дельфы. Тиресий по дороге умер, а Манто, будучи в Дельфах, получила указание от Аполлона плыть в Ионию и основать там его оракул.
Вот как описывает эти события Павсаний:
«Когда этой землей владели еще карийцы, первыми из эллинских племен прибыли сюда критяне, под начальством Ракия, и весь тот отряд, который следовал за Ракием; они овладели прибрежной полосой земли и властвовали на море своим флотом; местностью же внутри страны почти всею владели еще карийцы. Когда Ферсандр, сын Полиника, и аргивяне взяли Фивы, то пленные, в том числе и Манто, были отведены в Дельфы, в дар Аполлону; Тиресия же постигла кончина во время пути в Галиарте. Когда бог послал их для основания колонии, они переплыли на кораблях в Азию, и когда они были у Клароса, против них с оружием в руках выступили критяне и привели их к Ракию. Узнав от Манто, что это за люди и по какой причине они прибыли сюда, Ракий взял Манто себе в жены, ее спутникам разрешил поселиться в этой стране».
Сын Манто от Ракия (или от самого Аполлона) по имени Мопс (Mopsos) также стал известным прорицателем. Ему приписывают завоевании Памфилии и основание известнейшего среди туристов города Фаселиса (Фаселиды). Город Мопсуэстия в Киликии так же, по легенде основан им и назван в его честь. Ну, а имя Манто происходит от греческого μαντεία – гадание; слово, знакомое нам по таким терминам, как хиромантия, метеоромантия и т.п.
Подземная галерея храма, т.н. «священная пещера», где давалось предсказание.
Изначально предсказания давались в настоящей пещере, которая находилась в 500 м севернее святилища.
В наше последнее посещение здесь тоже стояла вода (как сказали охранники, из-за прошедших дождей).
А вот в предыдущую нашу поездку в Кларос мы смогли спуститься вниз, под своды.
Здесь и давалось прорицание жрецом Аполлона. Делалось это с наступлением темноты. Предсказатель при этом пил воду из источника, который давал дар прорицания, но укорачивал при этом дни его жизни. Говорят, что этот источник существует до сих пор…
Восточнее храма сохранились остатки жертвенников Аполлона, в том числе и относящиеся еще к архаическому периоду.
Тут же, рядом, находится еще одна экседра, а также вип-сиденье и солнечные часы эллинистического периода.
Впрочем, часы и вип-кресло являются копиями, настоящие были перенесены в музей в Измире.
Перед алтарем в 4 ряда были расположено огромное количество блоков, к которым привязывали жертвенных животных. Здесь проводились гекатомбы.
Посмотрим немного на развалины храма с этой стороны.
Надпись, обожествляющая римского императора Нерву.
Пока мы осматриваем святилище, молодые люди занимаются поиском змеи, которую кто-то увидел в воде. А чего ее искать, пусть себе плавает спокойно.
За храмом Аполлона в более позднее время был выстроены небольшие храмы Артемиды и Посейдона и их жертвенники.
Вид на храм Аполлона с высоты (фото из интернета)
И одна из поразительнейших находок, сделанных археологами в Кларосе – это части гигантских статуй Аполлона, Артемиды и их матери Лето, найденные во время раскопок.
Их так и оставили лежать на своем месте.
Часть статуи Артемиды, поддерживаемая сзади подпоркой.
Добротная такая тетенька, не обхватишь.
Можно пощекотать пальчики Аполлону.
А как это все выглядело в древности, можно понять, поглядев на реконструкцию с копиями статуй, которую воздвигли тут же. Статуя Аполлона достигала в высоту 7,5 м.
Статуи и сейчас выглядят грандиозно, а тогда, в античную эпоху, это и подавно было невероятным зрелищем.
Можно только представить себе, какое впечатление все это производило в свое время на людей, приехавших к оракулу получить предсказание.
Нам осталось осмотреть еще небольшой археопарк, который устроили здесь, с копиями других статуй, найденных при раскопках Клароса. Среди них статуи куросов и коры, а также божеств и др.
Курос
Часть статуи куроса.
Статуи Артемиды.
Женская голова.
Голова Аполлона.
Афродита.
Композитная капитель, классический период.
Статуя коры
Еще курос.
Сюда же поставили статую Гомера, т.к. Колофон, к которому относился оракул Аполлона, был одним из семи городов, оспаривающих место рождения легендарного сказителя.
Сидит и вспоминает былое…
Или, наверно, горюет о том, что местный прорицатель Мопс превзошел в своих предсказаниях провидца Калханта, пришедшего сюда после поражения Трои и умершего от такого огорчения.
Бонусом для нас после посещения Клароса оказались растущие на его территории спелые айва и инжир, с уже опадающими на землю плодами. Видимо, в садах местных жителей полно своих фруктов, и здесь их никто не собирает. К лопающимся от спелости ягодам инжира было не подступиться – их оккупировали пчелы, а вот айву сорвали парочку.
Охранник уговаривал взять побольше, да мы побоялись, что фрукты не перенесут долгое путешествие и жару. Такая вкуснющая оказалась, наверно, одна из самых вкусных, какую я когда-либо ела, не кислая и очень ароматная. Да разве и может быть по-другому в этом древнем месте?)
|
</> |