Сталинский план преобразования природы
burckina_new — 26.08.2016 Выложили на Истмате. Полезно глянуть и понять его суть.Разработанный учеными по инициативе Сталина план преобразования природы был одобрен в октябре 1948 года Постановлением ЦК ВКП (б) и Совета Министров СССР. Его полное название звучит так: «О плане полезащитных насаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР». В этом документе намечался широкий круг мер, направленных на преодоление эрозии, выдувания почв, развеивания песков и т.д. То есть на восстановление и охрану степной природы. По этому плану намечалось в течение 15 лет (то есть к началу 1960-х годов, заложить леса на площади свыше четырех миллионов гектаров.
Впервые в истории создавались крупные государственные полезащитные полосы, общая протяженность которых превышала 5300 километров. Лесные полосы проходили по обоим берегам Волги, по водоразделам рек Хопёр и Медведица, Калитва и Березовая и так далее. Ширина лесополос в среднем составляла 300 метров, а длина от 200 до 1000 километров.
Направление лесополос было выбрано с таким расчетом, чтобы они служили заслоном против губительных для урожая юго-восточных ветров, господствовавших весной и летом на юге России и Украины. В составе полезащитных лесных полос главная роль отводилась долговечным породам деревьев, в особенности дубу. Система государственных лесных полос дополнялась лесонасаждениями на полях колхозов и совхозов, для чего хозяйствам выделялись специальные государственные кредиты.
Уже в первые годы осуществления этого плана было посажено 2280 гектаров защитных деревьев. В результате была достигнута стабилизация степных биоценозов. Одновременно на полях колхозов и совхозов вводились травопольные севообороты, чем обеспечивалось восстановление плодородия почв. Строились десятки тысяч прудов и водоёмов. Как показал опыт, эффект воздействия только посадки лесных полос на урожайность охраняемых ими полей достигал невиданных прежде результатов.
Так, урожайность зерновых культур увеличивалась на 25-30%, овощных — на 50-75% и по травам в 2-3 раза. А если к этому прибавить другие составляющие плана преобразования, то нетрудно себе представить, каких высот могло бы достичь социалистическое сельское хозяйство в случае успешного завершения выполнения сталинского плана преобразования природы.
Весьма наглядными стали и климатические изменения. Лесопосадки снижали эрозию почв — в особенности плоскостной смыв почвы, а также препятствовали образованию оврагов. За счет повышения интенсивности местного влагооборота росло количество атмосферных осадков.
Первые этапы выполнения плана шли высокими темпами. Кроме государственных защитных лесополос верховья оврагов и балок повсюду обсаживались деревьями и кустарниками, устья оврагов закреплялись плетнями и живыми изгородями. В естественных ложбинах сооружались пруды с обсадкой их деревьями. А для поддержания жизни малых рек строились запруды с водяными мельницами и электростанциями. На защищенных лесами полях до 80 процентов влаги впитывалось в почву. Очевидным становилось единство леса и поля и необходимость в их едином управлении.
План преобразования природы предусматривал не только абсолютное продовольственное самообеспечение Советского Союза, но и наращивание со второй половины 1960-х годов экспорта отечественных зерновых и мясных продуктов.
--------------------------------------------
По этому плану много было сделано. Остатки этих лесополос до сих защищают нас от суховеев. К сожалению, после смерти Сталина волюнтаризм Хрущева прошелся и тут. План был свернут и все средства были брошены на освоение казахской целины. К возрождению сельского хозяйства Центральной России вернулись только при Брежневе. При Горбачеве, Ельцине и Путине всё было заброшено вновь.
Масштабы этого разгрома сельского хозяйства можно оценить по карте использования сельхоземель России, которую я сделал недавно:
В дополнение полезно глянуть на статистику лесного хоз-ва России:
Восстановление леса неуклонно снижается, а площадь лесных пожаров всё время растет и площадь сгораемого леса больше площади восстанавливаемого, а восстанавливаемого искусственно больше в несколько раз. К чему это приведет в перспективе, думаю говорить не нужно: мы просто останемся без леса. А оставшись без леса, мы останемся без сельского хозяйства, без рек и без страны. Тем более останемся без леса делового и строевого, который растет только, если лес сажается по плану и в необходимых объемах, как сажался в советское время. Про ущерб для экологии при нынешнем положении дел я просто молчу. Все и так чуют его каждое жаркое и горящее от лесных пожаров лето.
В общем и тут видна абсолютная несовместимость капитализма с некоторыми базовыми нашими ценностями.
|
</> |