Сталинский цап-царап

топ 100 блогов vikond6519.05.2022 Сталинский цап-царап

Ровно 75 лет назад, 19 мая 1947 года, впервые поднялся в воздух советский тяжелый стратегический бомбардировщик Ту-4 (первоначальный индекс Б-4). Его постройка стала настоящим технологическим прорывом в нашем авиапроме, а многие вещи (например, большая гермокабина, дистанционно управляемые башенные турели и бортовой компьютер, автоматически вносивший поправки на параллакс целей) были в нем воплощены впервые в СССР.

Впрочем, люди мало-мальски знакомые с историей авиации, знают, что Ту-4 фактически являлся "пиратской" копией американского тяжелого бомбардировщика "Боинг" В-29 "Суперфортресс", запущенного в серию в 1943 году.

После нескольких малоудачных попыток создать собственный аналог "Суперфортресса" товарищ Сталин дал команду просто его скопировать. На эту тему существует легенда (а может, не легенда), что приглашенный на совещание в Политбюро, где принималось решение о клонировании В-29, авиаконструктор Туполев заявил, что он сможет сделать лучше, на что вождь ответил: "Нэ надо лучше, делайте точно такой же!"

Он понимал, что попытки внесения усовершенствований, во-первых, затянут сроки проектирования, а во-вторых, могут иметь непредвиденные негативные последствия. И сталинский наказ был исполнен, вплоть до того, что в пилотской кабине установили пепельницу, такую же, как на В-29, хотя, в советских самолетах курить запрещалось.

Впрочем, кое-какие отклонения от оригинала все-таки были. В частности, защитное вооружение было усилено путем замены крупнокалиберных пулеметов на 20-миллиметровые пушки Б-20, а затем - на еще более мощные НР-23, что потребовало усиления конструкции фюзеляжа, так как эти пушки имели более сильную отдачу.

Американцы были удивлены тем как быстро "советы" сумели скопировать сложную и высокотехнологичную машину, не имея на нее технической документации, а лишь воспользовавшись несколькими образцами, совершившими вынужденные посадки на территории СССР из-за потери ориентировки, либо - из-за боевых повреждений, полученных в налетах на Японию.

Однако это их не сильно обеспокоило, поскольку в 1947 году уже был построен и проходил испытания шестимоторный стратегический бомбардировщик В-36 "Писмейкер", обладавший гораздо боле высокими, чем В-29, летными и боевыми характеристиками. Интересно, что В-36 поступил на вооружение в 1949 году, практически одновременно с Ту-4, сразу сделав его морально устаревшим.

Тем не менее, Ту-4 выпускался до 1953 года. Интересно, что в разных источниках существует большой разброс относительно количества построенных машин. Мне встречались цифры 847, 1195 и даже 1296. Не знаю, какая из них верная, но в любом случае он стал самым массовым тяжелым четырехмоторным бомбардировщиком в истории российско-советской авиации, а также - первым советским носителем атомных бомб.

В начале 1950-х Ту-4 стал символом воздушной мощи Советского Союза и в этом качестве его рисовали на пропагандистских плакатах. Но к концу того же десятилетия, в наступившей эпохе реактивной авиации, устарелость Ту-4 стала очевидной и безнадежной. К 1960 году большинство "сталинских стратегов" было списано и отправлено на переплавку. Некоторое количество передали в Полярную авиацию и в "дружественный" Китай, где они прослужили до начала 1990-х.

На заставке - Ту-4 в экспозиции Монинского музея авиации. Интересно, что это одна из машин, которые в 1956 году летали бомбить восставший Будапешт, но, когда самолеты уже находились над территорией Румынии, приказ был внезапно отменен и экипажи вернулись на базу.

Сталинский цап-царап
В-29 в оригинале. Упоминания о том, что с него скопировали Ту-4 были запрещены советской цензурой вплоть до времен "перестройки и гласности", хотя, для всего остального мира это было секретом Полишинеля.

Сталинский цап-царап
Плакат 1951 года, на котором без труда угадываются Ту-4.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
С этого сезона все итальянские клубы должны ввести для своих болельщиков фанатские карты, иначе они не будут допущены к Чемпионату. Некоторые клубы серий Б и Ц уже в прошлом сезоне эту систему опробовали. Теперь ни один человек не сможет попасть ...
Очередной случай подлога при сдаче единого государственного экзамена всплыл на этот раз в Сибири. В Туве на экзаменационном мошенничестве попалась директор Института оценки качества образования при Министерстве образования, науки ...
одна моя знакомая(тм) хочет срочно выйти замуж. Посоветуйте, как ей себя вести, чтобы оказаться в замуже через месяц-другой с момента знакомства. И какой тип мужчин больше склонен к быстрой и бесповоротной женитьбе - кого ей выбрать на эту ...
© Источник ...
Накидка с капюшоном из красной шерсти, последняя треть XVIII в. (Европа или США), и муфта из меха и перьев (Англия), третья четверть XVIII в. Из коллекции музея Метрополитан (Нью-Йорк). Здесь, правда, другая муфта, но это и к лучшему: ...