Сталинград, "Мистрали" и Украина: взгляд из Франции
periskop — 10.06.2014 На мемориальном мероприятии в регионе Шампань удалось в неформальной обстановке пообщаться с послом России во Франции Александром Константиновичем Орловым. Событие для меня нерядовое, так как раньше вживую с послами общаться не приходилось. Один из вопросов я задал для своего журнала, представившись как блогер Periskop из СПб. Остальное - вольный пересказ того, что я запомнил из беседы в целом.Итак, начнём с "блогерского" вопроса.
- Александр Константинович, сейчас идёт ожесточённая борьба за сделку по "Мистралям". Американцы давят, французы колеблются. У меня в журнале несколько тысяч читателей следят за этой эпопеей, я много раз публиковал развитие событий. Как вы считаете, сделка в итоге состоится? Продадут России эти корабли или нет? Какова вероятность срыва? И как французы вообще относятся к своим обязательствам?
- Да, действительно, борьба вокруг "Мистралей" после начала украинского кризиса развернулась нешуточная. В том числе и подковёрная. Для французов эта сделка оказалась сложной, они оказались меж двух огней. С одной стороны - атлантическая солидарность, и её надо как-то соблюдать, идти в общем ряду. С другой стороны, американцы допустили большую ошибку, вынеся этот вопрос в публичную плоскость и тем самым подставив французское правительство, будем говорить честно, под публичное же унижение. А это для французов очень болезненно, они крайне тщательно относятся к сохранению лица - так повелось еще от де Голля. Получилось, что они загнали руководство Франции в угол и тем уже ничего не оставалось, как проявить твёрдость и сказать заокеанскому союзнику "нет", в ответ на его давление. Иначе бы они могли получить проблемы и серьёзную критику уже внутри своей страны.
Так что шансы на выполнение контракта очень высокие. Может быть, для России эти корабли даже и не очень-то нужны, это больше вопрос к адмиралам, но для обеих стран контракт стал вопросом принципа. Уже в октябре сюда должны прибыть моряки для приемки первого корабля. А что будет в 2016-м, тут загадывать не будем, ещё много воды утечёт.
Относительно обязательств по строительству: могу сказать одно, французы серьёзно относятся к контракту, там задействованы тысячи рабочих, инженеров и работают они на верфях очень быстро. Если их заставят свернуть работы, то это будет ещё и внутренней их проблемой. Я полагаю, на это руководители страны не пойдут.
* * *
(более вольный и краткий пересказ беседы, но с сохранением общего смысла)
1. Сталинград, вопрос про узнаваемость этого символа среди французов и про переименование города.
- Узнаваемость очень высокая, это они изучают и в школе. В Париже и многих городах Франции есть и улицы, и площади Сталинград. Есть даже метро с таким названием. Это для них один из основных символов вообще всей Второй Мировой войны, несмотря на разные трактовки историков. Что касается названия "Волгоград", то узнаваемость во Франции этого варианта близка к нулю. Возможно, очень немногие тут смогут сказать, что Волгоград - это и есть переименованный Сталинград. Мало кто из французов вообще знает, на уровне массового сознания, что он у нас, оказывается, был переименован, и давно. Так что после переименования никаких проблем не будет, всё встанет на свои места.
2. Украинский кризис.
- Франция старается фактически дистанцироваться от этого кризиса, насколько возможно. У неё нет там, на Украине, никаких особых и крупных интересов. Им тут не хочется ни воевать, ни даже увеличивать расходы на оборону. Но сделать это им сложно, посколько американцы страшно давят, фактически идут напролом, и им приходится как-то подстраиваться. Атлантическая солидарность, по разным линиям, а рычагов у Америки много. Насчёт санкций можно сказать так, что они по факту символические, и те же самые французы много сделали для того, чтобы они были малоосмысленные. Да и Крым они фактически молчаливо признали за Россией. Тем более что многие люди там, даже журналисты, не подозревали до кризиса - что этот известный им по войне 1854 года полуостров, оказывается, принадлежал другой стране после развала СССР. Портить отношения с Россией им не хочется, сюда же можно отнести и вопрос постройки кораблей.
- А как же местные газеты? Они вон как орут, надрываются!
- Ориентироваться на тон крупной французской прессы как позиции Франции тоже не очень правильно. Газеты вроде Монд или Фигаро пишут одно, согласно "атлантической политики партии", а вне этих громких слов происходит другое, иногда и сильно другое. Нужно разделять газеты и реальную политику.
[Потом, когда калининградские товарищи сделают видео в ютубе, я дам ссылочку на прямую речь, вообще-то вопросов было много].
* * *
Резюмируя, посол Орлов оказался интереснейшим собеседником, с широким кругозором и владением страноведческой проблематикой. Дело было в поле, в глухой французской глубинке, никаких там советников-референтов не было и близко. Одни франкоговорящие вокруг. Ну и мы, пришлые. Впечатление от общения осталось очень позитивное. Хотя, он избегал и сильных формулировок, и старался выражаться крайне аккуратно, без персоналий. Дипломат же. Он всегда на службе, даже когда спит :) Но смысл, я думаю, передан мною верно.
Потом попросил его сфотографироваться для блога Periskop.
- Моим читателям точно будет интересно на Вас посмотреть. У меня в жж посла ещё никогда не было.
(смеется)
- На фоне Мистралей пока не могу, так что давайте так :)
- Спасибо! Так тоже нормально :-)
|
</> |