Сталин и Мао: китайские пропорции в оценке «культа личности»

Доклад Н. С. Хрущёва о культе личности Сталина и его последствиях потряс Мао Цзэдуна, в результате чего он получил возможность идти на любую ревизию марксистской теории, не оглядываясь на советский опыт. Вместе с тем хрущёвский доклад непосредственным образом подрывал и культ «великого кормчего», раздувавшийся в Китае не меньше, чем культ Сталина в СССР. С тех пор и до самой смерти мысль о людях, подобных Хрущёву, не давала покоя Мао Цзэдуну, до конца своих дней боровшемуся за идеологическую чистоту. Само имя советского генерального секретаря стало ругательством и синонимом измены. В результате мучительных дискуссий и совещаний в кругах коммунистической партии Китая было принято решение оценивать достижения и ошибки Сталина в пропорции 70 к 30.
В условиях глобальной делегитимизации Сталина как ключевой фигуры социалистического блока и пантеона теоретиков-марксистов Мао решил занять его место. Более того, с этого момента сложности советско-китайских отношений приобрели и идеологический характер.
Доклад Хрущёва был важен и полезен для Китая тем, что раскрепостил сознание и спровоцировал китаизацию коммунизма, которая со своей стороны помогла в дальнейшем, уже после смерти «великого кормчего» запустить кампанию по построению социализма китайского типа. Впоследствии, проводя модернизацию КНР и отходя от теории и практики маоизма, власти Китая приняли решение как можно аккуратнее оценивать роль Мао Цзэдуна. Они действовали по той же схеме, что и со Сталиным, оценив его заслуги и ошибки, в пропорции 70 к 30.
Из книги: Панцов А.В. Дэн Сяопин. М.: Молодая гвардия, 2013. 558 с.
|
</> |