Сталин и гражданская война в Испании
tareeva — 19.05.2024Я в своём блоге уже про это писала. Тогда я лучше всё помнила и писала лучше. Но здесь я хочу собрать всё, связанное со Сталиным, и поэтому напишу ещё раз.
В 1936 году в Испании началась гражданская война между лево-социалистическим (республиканским) правительством страны, поддерживаемым коммунистами, и поднявшими вооружённый мятеж право-монархическими силами, на сторону которых встала большая часть испанской армии во главе с генералиссимусом Франсиско Франко. Последних поддержали фашистская Италия и нацистская Германия, на стороне республиканцев выступили добровольцы-антифашисты из многих стран мира. Советский Союз тоже встал на сторону республиканцев. В Испании были бойцы из Советского Союза. Но известный писатель Джордж Оруэлл, который участвовал в этой войне, писал, что советские бойцы в Испании воевали не с Франко и его армией, а с противниками Сталина. Он сам наблюдал сражение, кровопролитное сражение между советскими военными и анархистами, приехавшими, кажется, из Англии. Анархисты приехали сражаться с армией Франко и совершенно неожиданно столкнулись с совсем другим противником. Чуть ли не все анархисты были в этом бою уничтожены.
Левые за рубежом делились на сталинистов и антисталинистов. Сталинисты финансировались из Советского Союза, и финансировались очень щедро. Так случилось, что я об этом знаю из первых рук. Отец моей близкой подруги Норы Футорян (литературный псевдоним – Нора Аргунова), Борис Футорян, был нашим дипломатом в Англии. Там он общался с одним из основателей и руководителем Коммунистической партии Великобритании Гарри Поллитом. Коммунистическая партия Великобритании финансировалась Советским Союзом так щедро, что Гарри Поллит с семьёй жил как представитель среднего класса, может быть, даже верхушки среднего класса. У него дом был полная чаша, его дети и родственники учились в дорогих учебных заведениях. Когда он бывал в Советском Союзе, то всегда приходил в гости к Футорянам. Борис Футорян был большевиком с дореволюционным стажем, в царское время отбывал срок на каторге, после революции у нас создали общество политкаторжан, к ним относились с особым уважением, Борис Футорян был членом этого общества. Сталин его расстрелял, как и всю ленинскую гвардию. Но Гарри Поллит и после этого, приезжая в нашу страну, встречался с Норой. Он прекрасно понимал, что в нашей стране происходит, что собой представляет Сталин, но от материальной поддержки Советского Союза не отказывался.
Но мы про Испанию. Хочу немножко сказать про Джорджа Оруэлла. В 1936 году Оруэлл отправился в Испанию вместе с женой. Он попал на Арагонский фронт, а его жена Айлин работала в Барселоне секретарём руководителя Независимой рабочей партии Джона Макнэра, который координировал прибытие в Испанию британских добровольцев. В Испании Джордж Оруэлл встречался с нашими бойцами и чутьём большого художника понял всё про нашу страну. Впоследствии в своём знаменитом романе «1984», жанр которого он сам определил, как антиутопию, Джордж Оруэлл описал страну с тоталитарным режимом, так, что даже читать страшно. Прообразом этой страны был Советский Союз. Тогда была ещё одна страна с тоталитарным режимом – Третий рейх, гитлеровская Германия, но Оруэлл явно описывает восточный вариант. Впрочем, я отвлеклась от темы.
Мы в нашей стране очень близко к сердцу принимали войну в Испании, принимали как что-то личное. Вроде бы ни одного испанца в глаза не видели и из литературы знаем только «Дон Кихота», но к этому очень странному человеку трудно относиться с сердечной теплотой. Вот упомянула «Дон Кихота», и захотелось написать о романе и его создателе Сервантесе. Так захотелось, что даже трудно удержаться. Но я всё-таки удержусь. Хочу только сказать, что есть художественные произведения, которые потомки воспринимают совсем иначе, чем воспринимали современники. Потомки стали вкладывать в эти произведения совсем другой смысл. Самые известные из таких произведений – «Дон Кихот» Сервантеса и «Гамлет» Шекспира, и из более поздних – «Мастер и Маргарита» Булгакова. Мы знали имена республиканцев, особенно любили деятельницу коммунистического движения Долорес Ибаррури, у неё было прозвище «Пассионария», что значит, кажется, «Пламенная». У нас был прямо-таки культ Долорес Ибаррури.
Продолжение следует.
|
</> |